Влиятельный американский киносайт IndieWire опубликовал список 25 лучших фильмов 2022 года: среди них можно найти и фестивальные хиты вроде «Тар», и новых «Чудаков», и индийский блокбастер «RRR». Предлагаем вам посмотреть, что оказалось на первых 10 местах списка.
10-е место
Недалекое будущее. Робот по имени Янг (Джастин Х. Мин) вдруг перестает работать. Его хозяин Джейк (Коллин Фаррелл) относит его в ремонтный центр. Ни сам герой, ни его дочь и жена не знают, сможет ли Янг вновь работать. И неожиданно для самих себя начинают всерьез тосковать по механическому помощнику.
«После Янга» — всего лишь второй фильм видеоэссеиста Когонады, но по картине так и не скажешь. Это очень уверенная работа большого мастера, трогательная рефлексия на тему того, как со временем меняются отношения человека и технологий. Из, казалось бы, заезженной темы «у роботов тоже есть чувства» Когонаде удается сделать чувственную семейную драму.
9-е место
Стивен Спилберг в юношестве пережил развод своих родителей — и это косвенно повлияло на многие его фильмы: от «Инопланетянина» до «Поймай меня, если сможешь» и «Близких контактов третьей степени», по-своему осмыслявших в том числе падение «ядерной» американской семьи. В «Фабельманах» режиссер впервые прямо обращается к собственному детству. Главный герой фильма, Сэм Фабельман, по сути, альтер эго автора. Парень, мечтающий снимать кино и разрывающийся между артистичной матерью и строгим отцом-ученым.
В игривой и трогательной манере Спилберг приходит к согласию с собственным прошлым. И, разумеется, делает кино о кино: в «Фабельманах» сложно провести границу между реальностью и тем, как эта реальность трансформировалась в кино.
8-е место
Джордан Пил, режиссер «Прочь» и «Мы», уже успел стать одним из главных авторов современного американского кино. Но в «Нет» он еще и впервые в карьере получил солидный бюджет — и сделал визуально выдающееся кино. Оно работает и как летний блокбастер: ироничный триллер об инопланетной угрозе, отсылающий ко все тем же «Близким контактам» и даже «Челюстям». Но также «Нет» — очень любопытное культурологическое высказывание. Размышление на тему того, как общество XXI века настолько привыкло к ужасам на экране, что начало бездумно их реплицировать. Не зря главная задача героев тут не выжить, а заснять НЛО на камеру и стать знаменитыми.
7-е место
Голливуд все еще полностью не оправился от пандемии, термин «блокбастер» с каждым годом все сильнее размывается. И тем приятнее в такой год получить фильм вроде «Топ Ган: Мэверик» — блокбастер в самом чистом виде. Большое, громкое, изящно сконструированное кино, которое заставляет вжаться в сиденье и с открытым ртом наблюдать за сумасшедшими трюками летчиков-каскадеров.
Том Круз давно известен своей любовью выкрутить любую экшен-сцену на максимум — и новому «Топ Гану» его максимализм очень к лицу. Смотреть прошлую часть даже не обязательно. Хотя, конечно, так будет проще вникнуть в эмоциональную историю о травме прошлого и попытках заслужить прощение.
6-е место
Документальный фильм Лоры Пойтрас, получивший главный приз последнего Венецианского кинофестиваля. «Вся красота и кровопролитие» — это портрет Нэн Голдин, фотохудожницы и активистки, которая к концу 2010-х встала на тропу войны с фармакологическими корпорациями. Нэн, сама чуть не погибшая от передозировки обезболивающего оксиконтина, решила привлечь «большую фарму» к ответственности за то, что они намеренно вызывают зависимость у своих клиентов. Фильм Пойтрас — история настоящей супергероини, лучшее из того, что выпускали в MCU. А также потрясающее исследование того, как искусство может менять мир.
5-е место
На первый взгляд новый фильм автора «Олдбоя» Пака Чхан-ука — более-менее типичный нуарный детектив. Полицейский (Пак Хэ-иль) расследует убийство мужчины, главная подозреваемая — супруга погибшего (Тан Вэй). Вроде бы все улики указывают на нее, дело простое, но герой не хочет его заканчивать: он, кажется, все больше влюбляется. Выходит, что в «Решении уйти» детектив не очень-то спешит раскрыть тайну, а подозреваемая не столько боится, что следствие найдет какую-то новую опасную для нее информацию, сколько того, что за ней перестанут следить.
Пак Чхан-ук всегда умел показывать необычные и проблемные отношения между людьми. Но в «Решении уйти» он в каком-то смысле прыгает выше головы. Не каждый год одним из самых романтичных фильмов оказывается полицейский процедурал.
4-е место
Падрейк (Колин Фаррелл) и Колм (Брендан Глисон) — два собутыльника с маленького ирландского острова Инишерин. В один день Колм вдруг решает, что он больше не будет общаться с приятелем. Почему — не говорит, но, возможно, все это как-то связано с продолжающейся Гражданской войной. Падрейк пытается образумить друга, но тот отвечает угрозой: говорит, что будет отрубать себе по пальцу каждый раз, когда Падрейк подойдет к нему поговорить.
Автор «Залечь на дно в Брюгге» и «Трех билбордов на границе Эббинга, Миссури» Мартин МакДона в очередной раз доказывает свое звание одного из лучших драматургов современного кино. Забавный концепт «Банши Инишерина» оказывается поводом поговорить о границах дружбы и изоляции на самом краю света. В фильме много смешного, еще больше душераздирающего — а в финале зрителя ждет неожиданно кровавая развязка.
3-е место
Хозяйка прачечной Эвелин Вонг (Мишель Йео) просто хочет наконец расплатиться по налогам, чтобы не потерять бизнес. Рядом назойливо оптимистичный муж Вэймонд (Ке Хюи Куан), проблемная дочь-подросток Джой (Стефани Сюй) и больной отец (Джеймс Хун), который когда-то был против переезда дочери в Америку. После такой заявки меньше всего ожидаешь увидеть сюрреалистичную экшен-комедию о путешествиях по мультивселенной. Но именно это и происходит: Эвелин вдруг узнает, что в мире есть миллиарды триллионов ее версий. И только она может остановить некое глобальное зло, научившись перенимать опыт у своих параллельных «я».
«Все везде и сразу» — настолько избыточный фильм, что прошлые работы режиссерского дуо Daniels вроде «Человека — швейцарского ножа» кажутся почти что по-брессоновски сдержанными на его фоне. Здесь каждую секунду происходит что-то неожиданное и совершенно сумасшедшее. Но при этом, что самое удивительное, Daniels умудряется на фоне всего абсурда рассказать очень понятную историю о полном сожалений человеке, который просто учится принимать то, что у него есть.
2-е место
Лидия Тар (Кейт Бланшетт) — блестящая и очень известная дирижерка классической музыки. Впереди очередное огромное профессиональное достижение. Всю жизнь Лидия выстроила так же идеально, как свой оркестр: уже не понятно, насколько Тар реальна, а насколько она просто играет роль. Но идеальная структура дает трещину, когда против героини выдвигаются обвинения в сексуальных домогательствах.
По описанию этого не скажешь, но фильм Тодда Филда полон иронии, он умеет быть сюрреалистичным и даже глупым. При этом «Тар» — огромное трехчасовое полотно, прекрасно запечатлевшее гипнотический процесс того, как рушится жизнь большого человека.
1-е место
Дебютный фильм Шарлотты Уэллс — камерная драма об отношениях девочки с ее 30-летним отцом. Часто снятая через отражения, рассказанная сквозь дымку памяти, запечатанная в одном ускользающем воспоминании об отпуске в Турции 90-х. Здесь нет ни острого сюжета, ни попытки вывести какие-то большие истины. Картина подкупает в первую очередь невероятной искренностью: Уэллс умеет создавать большие эмоции из очень маленьких сцен. Весь фильм как будто можно уместить в полароидные снимки — ностальгические слепки памяти, трогательные, приятные и немного, разумеется, грустные.