По традиции в конце декабря ряд авторитетных западных изданий делают подборки самых ярких и запоминающихся картин уходящего года. Как минимум часть из них точно еще заявят о себе в наградном сезоне, а некоторые даже попадут в заветные номинации на «Оскар».
Представляем вашему вниманию топ главных фильмов 2022 года, собранный журналистами американского журнала Time.
«Вся красота и кровопролитие» — это документальная картина, созданная американской режиссеркой Лорой Пойтрас. Фильм попал в программу минувшего 79-го Венецианского кинофестиваля, где был удостоен главного приза. Действие разворачивается вокруг фотографки Нэн Голдин, прошедшей длительный курс реабилитации из-за пагубного пристрастия к обезболивающим препаратам. В 2017 году Голдин основала собственное общественное движение под названием Prescription Addiction Intervention Now (PAIN) в надежде привлечь к ответственности компанию Purdue Pharma, которая занимается выпуском препарата окситоцина, вызывающего острую наркотическую зависимость.
Как и многие документальные фильмы, «Вся красота и кровопролитие» не лишен духа манифестации, и тем не менее проект Потрайс в большей степени направлен на раскрытие личности самой Голдин как сильной женщины, талантливой художницы и бесстрашной активистки.
Очередная инди-драма кинокомпании А24 рассказывает о судьбе молодого афроамериканца, находящегося в глубоком кризисе сексуальной идентичности. Отвергнутый семьей, без каких-либо перспектив на будущее, главный герой (Джереми Поуп) решает попробовать счастья в морской пехоте. По ходу дела он сталкивается с множественными токсичными стереотипами и предубеждениями в отношении собственной персоны, однако по итогу успешно интегрируется в систему, изначально настроенную против него. В основу сюжета «Проверки» легла личная история режиссера и сценариста фильма Элеганса Брэттона, который долгое время находился в безуспешном поиске себя в большом мире, но в конце концов обрел долгожданную гармонию.
В 1961 году группа спелеологов отправилась в район Калабрия, расположенный на юге Италии, с целью исследовать самую глубокую пещеру Европы, простирающуюся на 700 метров вглубь от поверхности земли. В течение этого года у фильма «Дыра» уже сложилась репутация неординарного и гипнотического опыта, способного украсть внимание абсолютно любого, даже крайне скептически настроенного зрителя.
Автор картины, итальянец Микеланджело Фраммартино, спустя 10 лет молчания вернулся в большое кино с, вероятно, лучшей работой в карьере. В «Дыре» человек и природа предстают как единый механизм, находящийся под эфемерным влиянием высших сил, контакт с которыми можно установить лишь с помощью души. Ведь именно она, по версии Фраммартино, является единственной константой в бесконечной Вселенной.
Главным героем фильма с говорящим названием «Иа» является обычный ослик, который волею судьбы вынужден самостоятельно искать путь к спасению от сложностей жизни. Во время путешествия из Польши в Италию Иа сталкивается с различными людьми — хорошими и не очень, — переживает самый разнообразный опыт и даже оказывается на грани катастрофы, но ни в один из этих моментов не теряет непоколебимую веру в мир и лучшее будущее. Постановщиком фильма, премьера которого прошла на минувшем Каннском кинофестивале, стал польский кинематографист Ежи Сколимовский. Небольшую роль в «Иа» также сыграла французская актриса Изабель Юппер.
Еще одна фестивальная новинка — действие остросюжетной драмы «Тар» разворачивается вокруг гениальной дирижерки Лидии Тар, блистательно сыгранной Кейт Бланшетт. На первый взгляд жизнь Тар кажется идеальной: успешная карьера в мире оркестровой музыки, надежная семья и вселенски обожаемая приемная дочь Петра. Увы, когда одна из девушек в оркестре Тар внезапно совершает самоубийство, ее мир начинает трещать по швам. Довольно быстро становится понятно, что за маской уверенной в себе женщины главная героиня скрывает бездонную душевную пустоту, заполнить которую способно лишь постоянное спонсирование собственного непомерного эго. Картина, поставленная Тоддом Филдом, является одним из главных фаворитов будущего «Оскара», как минимум в категории главной женской роли. Давайте держать кулачки.
Картина-лауреат Венецианского кинофестиваля 2021 года основана на одноименном романе французской писательницы Анни Эрно. Действие «События» происходит в 60-х годах, главная героиня — студентка по имени Анна, которая решается сделать небезопасный аборт, поскольку легальное проведение процедуры в стране находится под жестким запретом. В «Событии» присутствует множество реалистичных кадров медицинской процедуры, способных вызвать приступы отвращения и кататонического ужаса. Особенно пугает то, в каких антисанитарных условиях в те годы проводились аборты, как сильно подобная процедура разрушала женский организм и ментальное здоровье. На фоне скандальной отмены Верховного суда США действия решения по делу «Роу против Уэйда» «Событие» кажется максимально актуальным фильмом 2022 года.
Ни один кинематографический год не обходится без биографического фильма о легендарном музыканте. В 2022-м героем нового байопика стал признанный король рок-н-ролла Элвис Пресли, чье творчество по-прежнему бередит струны души миллионов фанатов по всему миру. Сюжет «Элвиса» ведется от лица менеджера певца, роль которого исполнил Том Хэнкс. Самого Пресли сыграл Остин Батлер.
Картину База Лурмана уже успели поругать за безвкусный монтаж и блеклый образ самого музыканта. И тем не менее критики Time внесли «Элвиса» в первую пятерку картин 2022 года, а значит, этот во всех смыслах спорный байопик определенно стоит посмотреть, чтобы как минимум сформировать собственное мнение.
После научно-фантастической драмы «К звездам» Джеймс Грей решил обратиться к истории максимально земного характера. В основу фильма «Время Армагеддона» легли события, частично заимствованные из детства самого режиссера, который учился в одной школе с будущим президентом США Дональдом Трампом. В то время директором учебного заведения был его отец Фред Трамп. Главный герой ленты — шестиклассник из Квинса по имени Пол (альтер эго Грея сыграл Майкл Бэнкс Репета), который начинает дружить с единственным темнокожим мальчиком в своем классе. Увы, их внезапное взаимопонимание приводит к самым трагическим последствиям.
Драматическая картина Шарлотт Уэллс исследует привычную, но всегда актуальную для мира тему непростых взаимоотношений отцов и детей. В прошлогодней «Незнакомой дочери» Мэгги Джилленхол повзрослевшая героиня переосмысляла материнство через призму собственных ошибок в воспитании детей. В «Солнце мое» все ровным счетом наоборот — совсем еще юная героиня, одиннадцатилетняя Софи (Фрэнки Корио), отправляется в отпуск в компании дистанцированного отца (Пол Мескал), чтобы впервые почувствовать боль ребенка, несправедливо отвергнутого тем, кто на первый взгляд должен был больше других оберегать и защищать от злого и непредсказуемого мира.
Еще одна картина, основанная на биографии режиссера. После ностальгического ремейка «Вестсайдской истории», которая также в какой-то мере была одой ушедшему детству, Стивен Спилберг снял очень личную и трогательную историю о своей семье. Роли молодых родителей кинематографиста исполнили Мишель Уильямс и Пол Дано.
Сюжет «Фабельманов» крутится вокруг маленького Сэмми (Габриэль ЛаБелль). После волнительного знакомства с искусством на большом экране главный герой начинает взращивать внутри себя мечту, которая впоследствии приведет к званию одного из самых любимых американских режиссеров XX века. Однако на пути Сэмми ждет множество преград, преодолеть которые можно, лишь получив надежную опору и поддержку со стороны родителей.