Критики авторитетного издания Indiwire решили не дожидаться конца 2019-го и уже подвели итоги десятилетия, выбрав 100 лучших фильмов, премьера которых состоялась в период с 2010 по 2019 гг
С полным списком «фильмов, которые все изменили» можно ознакомиться на сайте издания. Приводим топ-10 фильмов с объяснением их значимости.
10. Леди Берд
Почему в топе?
Критики Indiewire считают, что история взросления от Греты Гервиг смогла обновить закостеневший жанр подростковой комедии, совместив остроумные гэги (чего только стоит момент, где героиня выпрыгивает из машины) и финал, выбивающий из зрителя дух. Благодаря откровенности и невероятному таланту Сирши Ронан «Леди Берд» стала мгновенной классикой, а Гервиг — новым «большим» американским режиссером.
9. Безумный Макс: Дорога ярости
Почему в топе?
Между первой идеей, которая пришла Джорджу Миллеру в самолете, и съемками фильма прошло целых 15 лет — за это время режиссер изрисовал белую магнитно-маркерную доску более 3 тысяч раз, но в итоге нашел идеально выверенный баланс между увлекательной историей и не останавливающимися экшен-сценами. Другой «Дороги ярости» может уже никогда не быть, потому что Джордж Миллер — единственный в своем роде. Кажется, только он мог снимать фильм почти 4 месяца в австралийской пустыне, командуя почти 2 тысячами человек по рации, сидя в несущемся по дюнам багги.
8. Мастер
Почему в топе?
Пол Томас Андерсон демонстрировал свой невероятный талант в трех разных десятилетиях, но особенно критики Indiwire хотели отметить «Мастера» — фильм, который скрестил интимное одиночество «Любви, сбивающей с ног», историческую достоверность «Нефти» и послевоенную эпоху, которая сформировала США. Снимая черную комедию с уколом в сторону сайентологии, режиссер создал фильм о том, как «отчуждение непременно приводит к прямому восстанию и почему организованный подход к жизни обречен на провал».
7. Кэрол
Почему в топе?
Благодаря невероятной игре главных актрис, наполненному психологизмом сценарию и использованию 16-мм пленки эта экранизация Патрисии Хейсмит от режиссера Тодда Хейнса получилась настолько чувственной и запоминающейся, что попала в первую десятку лучших фильмов десятилетия. «Кэрол» напомнила нам, каково это — влюбиться в кого-то и наслаждаться любым временем, проведенным вместе.
Почему в топе?
Если говорить о той самой «магии кино» и способности фильма сделать просмотр иммерсивным для зрителя, то непременно стоит сказать про «Корпорацию “Святые моторы”» — первый в XXI веке фильм Леона Каракса. Одиссея странного человека, который ездит по Парижу и меняет роли, это, несомненно, «лирическая аллегория для неровных ритмов самой жизни», любовная открытка кинематографу и попросту уникальный фильм, воплотивший на экране эмоциональную хрупкость человека и его поиск самовыражения.
Почему в топе?
Братья Коэн давно отточили талант создавать обаятельных неудачников, преступников, фриков и лжецов, но даже по их стандартам Лльюин Дэвис — единственный в своем роде. Зрителю показывают неделю из жизни главного героя, самые обычные семь дней, за которые Дэвис успевает провести несколько неудачных концертов и попыток записать песню, остается без жилья на холоде и спасает толстого рыжего кота. Такова жизнь Лльюина, запертого в Нью-Йорке 1960-х, и она ничем не лучше жизни других людей.
4. Акт убийства / Взгляд тишины
Почему в топе?
В этом десятилетии эпитет «важное» использовали чересчур часто, когда говорили про искусство, но диптих Джошуа Оппенхаймера заслуживает такого описания не только потому, что взывает к совести зрителя, но и благодаря редкой режиссерской храбрости. Историю геноцида в Индонезии 1965-1966 годов Оппенхаймер показывает по-разному: в «Акте убийства» вместо шокирующей хроники зритель видит сюрреалистичные кадры с палачами того периода, которых в реконструкции событий заставили играть жертв. Во «Взгляде тишины» Оппенхаймер дает высказаться выжившим, которые используют эту возможность, чтобы раскрыть правду, скрываемую десятилетиями.
3.
Почему в топе?
Сравнение подлинного и ненастоящего всегда было одним из мотивов творчества иранского режиссера Аббаса Киаростами, но в одном из своих последних фильмов он пошел еще дальше и заставил зрителя сомневаться в реальности. Когда владелец ресторана принимает двух героев за давно женатую пару, они входят в роль и притворяются семьей, даже когда остаются наедине. В какой-то момент зритель начинает подозревать их в двойном обмане: что если они и правда женаты и просто придуриваются? Впрочем, режиссера не интересует ответ на этот вопрос, он пытается уловить мимолетную разницу, о которой героиня Жюльет Бинош говорит так: «Если бы не существовали копии, мы бы никогда не поняли оригиналы».
Почему в топе?
Загадочная женщина ездит по улицам Глазго и охотится на мужчин, но это лишь поверхностное описание шедевра Джонатана Глейзера. «Побудь в моей шкуре» трудно классифицировать: это хоррор или научная фантастика? Не важно! Важно только то, что это уникальный визуальный опыт, в котором Скарлетт Йоханссон сыграла самую смелую роль в карьере. Многие фильмы этого десятилетия заставляли зрителя посмотреть на себя со стороны, но только «Побудь в моей шкуре» сделал это без страха, что нам не понравится увиденное.
1. Лунный свет
Почему в топе?
Второй фильм Барри Дженкинса пришлось ждать целых 8 лет, но ожидания того стоили: «Лунный свет» получился одновременно монументальным и интимным размышлением о жизни афроамериканца, пытающегося принять свою сексуальную идентичность. Вместо традиционного сюжета и линейной истории Дженкинс мельком показывает зрителю три разные эпохи, в каждой из которых Широн пытается найти свое место. Пропуски между частями фильма — одна из сильных сторон фильма, ведь благодаря ним у зрителя складывается понимание того, как трудно жить в постоянном отчуждении в попытках принять себя таким, какой ты есть на самом деле.