Октябрь — месяц больших отечественных блокбастеров и маленьких открытий: зрителей ждет эпичная экранизация романа Алексея Иванова, трогательное роуд-муви о возвращении первой любви и фестивальная драма об увядании от режиссера- провокатора Гаспара Ноэ. Рассказываем о главных релизах октября по порядку.
«Сердце Пармы» обречено стать главным блокбастером осени: пусть ближе к Новому году и могут появиться конкуренты среди отечественных премьер, но едва ли у других картин получится выиграть битву зрительских симпатий. Масштабная экранизация одноименного романа Алексея Иванова — фэнтези об объединении пермских народов в XV веке, которое хочется назвать сказкой. Противоречия образуются на стыке культур и верований: язычество и православие, Москва и Чердынь, сражения и волшебство. Режиссер «Движения вверх» Антон Мегердичев снял визуально богатое и эмоционально насыщенное кино, которое легко рекомендовать к просмотру, несмотря на нестройность сюжета. В главных ролях Александр Кузнецов, Елена Ербакова, Евгений Миронов и Сергей Пускепалис — после трагической гибели артиста его персонаж Полюд зазвучал по-особенному.
Подробнее о фильме читайте в нашей рецензии.
В кино с 6 октября.
Скулшутинги давно не ассоциируются с западной системой образования и, к сожалению, все чаще попадают в новостные сводки нашей страны. «Исповедь» — один из самых эмоциональных фильмов, связанных с болезненной темой. В отличие от картин, которые пытаются сухо реконструировать само нападение стрелка на учебное учреждение, создатели сделали акцент на последствиях. Через шесть лет после теракта встречаются две супружеские пары, которые потеряли сыновей: один из них — жертва, второй — автор насилия, покончивший с собой. Встреча не дает терапевтического эффекта — напротив, родители ссорятся между собой, обсуждают последствия трагедии, а также законы, запрещающие покупку оружия, и рассказывают, как справляются с горем. Несмотря на камерность, «Исповедь» — напряженное и крайне чувственное кино об общей травме, которое держится на душераздирающих актерских работах квартета звезд.
Подробнее о фильме читайте в нашей рецензии.
В кино с 6 октября.
Французский режиссер Микаэль Херс прославился трогательной драмой «Новая жизнь Аманды» о юноше, которому приходится стать опекуном племянницы после смерти сестры во время теракта. Через четыре года после триумфа постановщик вернулся с новым фильмом — вновь о том, как появление чужака полностью меняет жизнь. Правда, в этот раз обойдется без трагических событий. Картина расскажет о парижском семействе середины 1980-х: Элизабет (Шарлотта Генсбур) только что развелась с мужем и теперь в одиночку воспитывает двух детей подросткового возраста. Женщина устраивается на работу в ночное радиошоу, где знакомится с одной из гостей — оставшейся без крыши на головой девушкой по имени Талула. Элизабет приглашает девушку пожить у нее в квартире и внезапно понимает, что благодаря новой соседке расцвела серая жизнь ее семьи.
Подробнее о фильме читайте в нашей рецензии.
В кино с 6 октября.
К октябрю отечественный прокат, кажется, ожил, так что репертуар кинотеатров будет состоять не только из повторных релизов. Тем не менее рекомендуем присмотреться к одному классическому фильму, отмечающему тридцатилетний юбилей. Речь идет об «Орландо» Салли Поттер — экранизации одноименного романа Вирджинии Вульф про гендерфлюидного аристократа из Лондона XVII века (Тильда Суинтон). Ангельская красота пока что юноши привлекает внимание престарелой королевы Елизаветы I, умоляющей нового фаворита вечно оставаться молодым. Попытка выполнить просьбу и обрести бессмертие вынуждает Орландо вступить в схватку со временем. Картина Салли Поттер — частый участник списков лучших фильмов, поэтому возможностью увидеть эту поэтическую и очень красивую историю на большом экране явно не стоит пренебрегать.
В кино с 13 октября.
Несмотря на комплиментарное сарафанное радио, участь «Лавстори» едва ли можно назвать завидной. Дебютная картина Петра Тодоровского (младшего режиссера из династии) снималась еще в 2017 году: с тех пор релиз неоднократно переносили, и лента пылилась в чуланах прокатчиков. И вот спустя пять лет момент настал: зрители наконец-то встретятся с романтической комедией о поездке на лимузине по трассе М4. Пассажирка (Вильма Кутавичюте) и водитель (Александр Петров) были когда-то влюблены друг в друга и вспоминают юность по дороге на юг. «Лавстори» — билет в комфортное прошлое, время, когда все слушали группу «Звери», а Александр Петров еще не успел примелькаться.
В кино с 13 октября.
Одна из самых интересных отечественных премьер октября — фильм «Сказка для старых», которая не может похвастаться богатой историей путешествий по фестивалям, зато удивляет завязкой и трейлером. Фильм Федора Лаврова и Романа Михайлова, нетрудно догадаться, постарается переосмыслить традиционный сказочный сюжет. Криминальный авторитет по кличке Батя отправляет трех «сыновей» на поиски мифического Мули, который пару лет назад кинул бандитов и украл общие сбережения. Все клянутся, что мужчина был убит, но есть достоверная информация, что его все же видели сразу в трех городах — Санкт-Петербурге, Новосибирске и Ростове. Батя хочет разобраться в ситуации и требует каждого из трех сыновей отправиться в собственное путешествие за правдой.
В кино с 13 октября.
Вестерн «Умереть за доллар» — одновременно поклон и классическим образчикам жанра Серджио Леоне, и более современным заигрываниям с традициями Квентина Тарантино. Критику фильм Уолтера Хилла получил скорее смешанную, но рецензенты сходятся в ревизионистском подходе режиссера к материалу. Охотник за головами отправляется в Мексику разыскивать похищенную женушку нанимателя, но, найдя супругу, обнаруживает, что женщина добровольно сбежала из цепких объятий. Как бы «Умереть за доллар» ни ругали, посмотреть на Кристофа Вальца, Рэйчел Броснахэн и Уиллема Дефо в седле непременно хочется.
В кино с 13 октября.
После нескольких переносов до отечественного зрителя наконец-то доберется «Вихрь» — последний фильм французского постановщика Гаспара Ноэ. В этот раз скандалист и провокатор представляет кое-что совершенно иное — не очередной хаотичный и пульсирующий энергией триллер, а приземленную драму. «Вихрь» — история пожилой парижской пары, страдающей из-за прогрессирующей деменции и ментальных проблем. Помочь вызывается сын, который и сам вынужден разбираться с горой личных проблем. Ноэ не заливает кадр неоновым светом и игнорирует старый арсенал приемов, но у режиссера все равно припрятан в рукаве формалистский трюк: экран «Вихря» разделен на две части — такое решение позволит зрителям следить за разными героями одновременно и постоянно сравнивать их истории.
В кино с 20 октября.
«Корсаж» Мари Кройцер — один из фестивальных хитов этого года: фильм отметили актерской наградой на Каннском кинофестивале, а совсем недавно послали на «Оскар» представлять Австрию. Картина расскажет о легендарной императрице Елизавете Баварской по прозвищу Сиси (Вики Крипс): на дворе 1877 год, государыня считается иконой моды и поддерживает образ грациозной девушки. Однако Елизавета несчастна, ведь ей вот-вот исполнится 40, а это значит, что в глазах подданных она будет считаться стареющей. Чтобы помочь себе перебороть психологические проблемы, императрица едет в путешествие по Великобритании и Венгрии — она планирует навестить бывших любовников и политических союзников, чтобы укрепить наследие.
В кино с 20 октября.
«Звоните Джейн» — не просто очередная фестивальная весточка, но и социально важный, а также злободневный фильм о женском праве совершать аборты. Картина Филлис Наж (сценаристка «Кэрол») — исторический экскурс в развитие феминистского движения в США 1960-х. Домохозяйка традиционных убеждений Джой (Элизабет Бэнкс) сталкивается с неожиданной и опасной проблемой: она беременна, но из-за особенностей здоровья существует риск, что во время родов выживет кто-то один, либо мать, либо ребенок. Выход один — обезопасить себя и сделать аборт, но процедура законодательно запрещена. Тогда героиня обращается в сообщество Джейн — группу женщин, которые боролись за права и помогали провести безопасную операцию по прерыванию беременности. Встреча кардинально меняет взгляды Джой на жизнь.
В кино с 27 октября.
Авдотья Смирнова снимает не так часто, потому выход каждой ее картины — особенное событие в отечественном киноландшафте. Премьера «Плотника» прошла на фестивале «Окно в Европу», откуда фильм укатил с призом зрительских симпатий в багаже. История случилась драматичная: тихую жизнь супругов на фоне природы разрывает известие о болезни сына. Впереди врачи, кабинеты, поиски денег на лечение и бесконечно сдающие нервы. В драме о преодолении себя и обстоятельств сыграли Анна Рыцарева, Сергей Уманов, Алексей Филимонов и др.
В кино с 27 октября.
Лето уже давно закончилось, но кое-какие теплые воспоминания о нем еще остались. Дебютный фильм Яны Скопиной — история взросления в начале 90-х: многонациональный двор, песни Цоя (одна из них в названии) и, конечно, первая любовь. «Скоро кончится лето» был показан на ММКФ, и картине авансом хочется дать рекомендацию. Скорее всего, фильм ладно встроится в ряд небольших coming-of- age лент года вроде «Страны Саши» и «Асфальтового солнца», которые стали видны из-за затишья в прокате.
В кино с 27 октября.
Еще одним сувениром с фестиваля «Окно в Европу» в прокате стала нежная и студеная сказка о несчастливой любви у берега Северного моря. Дебютантка Анастасия Нечаева в хвойных тонах разыгрывает одноименный рассказ Ивана Бунина — живописно, поэтично, эмпатично. Кроткая Велга выходит с отцом-рыбаком в море и прижимается к плечу любимого Кирилла — с приездом старшей сестры идиллия заканчивается, и девушка не может найти себе место. Главную роль сыграла Ольга Бодрова — за артисткой непременно стоит следить, да и «Велга» именно тот фильм, что стоит смотреть в осеннюю хмарь.
Подробнее о фильма читайте в нашей рецензии.
В кино с 27 октября.
Потенциальный приключенческий блокбастер к прокату приближается слишком тихо и настороженно — рекламная кампания очень сдержанная. Либерея — та самая загадочная библиотека Ивана Грозного, которую предстоит найти трем охотникам за древностями, Илье, Аркадию и Арине. Разумеется, так просто тайны не постичь, к тому же в погоне за удачей тут же объявились конкуренты. Фильм Глеба Орлова по промоматериалам выглядит попыткой завести «Сокровища нации» дома и сам похож на артефакт из прошлого. Но, возможно, «Либерее» стоит дать шанс хотя бы благодаря составу артистов: на экране Тихон Жизневский, Диана Пожарская и Алексей Серебряков, который (как обычно) преображает все вокруг.
В кино с 27 октября.
Анна (София Ройз), актриса с необычной внешностью, остается без предложений по работе и соглашается на подработку — нужно временно стать репетиторшей и улучшить дикцию юноши из приюта. По «счастливому» совпадению за несколько дней до этого парень обокрал героиню на улице — Анну не останавливают ни обида, ни криминальное прошлое нового ученика. Более того, совместные уроки быстро перерастают в страстную влюбленность, которая помогает женщине принять себя и по- новому взглянуть на невзрачную жизнь. Воодушевляющая завязка — не единственная причина присмотреться к фильму Николетт Кребиц: сосценаристкой выступила Валеска Гризебах, создательница «Вестерна» — блестяще написанной, но недооцененной драмы о культурных различиях и хамелеонстве.
В кино с 27 октября.