В 2022 году завершил карьеру знаменитый голливудский актёр Брюс Уиллис. «Суррогаты» стали одним из последних ярких экшенов в его фильмографии. Интересна картина и своей научно-фантастической тематикой, ведь развитие технологий не только упрощает жизнь человека, но и несет угрозу.
Лента создателя триквела «
Скачок вперед и побочные эффекты научного прогресса
Постановщик «Суррогатов» Джонатан Мостоу и в своих ранних фильмах размышлял об угрозах, которые несут научные достижения. Например, в дебютной фантастической комедии ужасов «Похитители тел из Беверли-Хиллз» режиссёр смешал мотивы романа Джека Финнея (и его экранизаций) «Похитители тел» и классический хоррор Стюарта Гордона «Реаниматор». Его антигерой, стремясь победить смерть, создаёт зомби, которые сеют вокруг себя хаос. Говоря словами английского философа Фрэнсиса Бэкона: лекарство от смерти, созданное безумным учёным, явилось хуже самой болезни.
Классическая для научной фантастики тема игры в бога уходит корнями в литературу XIX века. В те времена стремительное развитие технологий поставило перед человечеством проблему этического отношения к научным достижениям. Хрестоматийным примером безответственного учёного стал доктор Франкенштейн из романа Мэри Шелли, который решил повторить библейское сотворение человека, не думая о последствиях. XX век вывел угрозу гибели цивилизации от собственных изобретений на новый уровень. Ведь появилось смертоносное ядерное оружие, против которого выступали не только активисты, но и непосредственные создатели — Альберт Эйнштейн, Роберт Оппенгеймер, Андрей Сахаров.
Во второй половине XX века, размышляя о ближайшем будущем, писатели и режиссёры обратились к теме искусственного интеллекта. В кинематографе наиболее ярко возможные негативные последствия от появления искусственного разума были воплощены в трёх культовых фильмах: «Космической одиссее 2001 года» Стэнли Кубрика, «Бегущем по лезвию» Ридли Скотта и «Матрице» сестёр Вачовски.
На первый взгляд созданные доктором Лайонелом Кэнтором (Джеймс Кромвелл) суррогаты не представляют никакой опасности, поскольку лишены разума. Они просто аватары, управляемые удалёнными операторами. Стоит сказать, что на момент выхода «Суррогатов» в прокат действительно существовали разработки в области телеприсутствия. В 2008 году в России был спроектирован R.Boot 100, который передаёт видео и звук оператору и воспроизводит его голос. Так что идея экранного учёного Кэнтора во многом повторяла мысли российских разработчиков — устройства телеприсутствия для маломобильных граждан.
Создатели «Суррогатов» вдохновились историей развития Интернета, который начинался в 1969 году с сети ARPANET, предназначенной для военных нужд, и в течение трёх десятилетий прочно внедрился в повседневную жизнь людей. Достоинства Всемирной паутины очевидны, однако у нее есть и обратная сторона. Люди, проводящие слишком много времени онлайн, порой теряют живое общение.
Между пластиковым миром суррогатов и реальностью большая разница. Суррогат красив и силён. Он может быть даже другого пола (в ленте Мостоу есть сцена, где оператором блондинки из ночного клуба оказался мужчина средних лет). Люди же намеренно показаны непрезентабельно — в домашних халатах, уставшие и с бледной кожей. Они не выходят из дома, проводя почти всё своё время в виртуальной реальности.
Благие побуждения доктора Кэнтора и желание помочь инвалидам в итоге превратили города в кукольные миры. Суррогаты ходят на работу, тусят в клубах, посещают салоны красоты, знакомятся и даже вступают в интимные отношения. Компания, производящая суррогатов, откровенно рекламирует устройства как совершенные копии людей. Теперь не нужно прилагать усилия, чтобы добиться хорошего внешнего вида или завоевать расположение общества. Человек при помощи суррогатов создал для себя искусственный идеальный мир, соблазнительный тем, что можно самому придумывать правила. Однако люди по-настоящему не живут, воспринимая реальность за дверью дома только через сенсоры суррогата.
Дреды против суррогатов: противостояние религии и прогресса
Далеко не все персонажи фильма приняли суррогатов. В городах образовались изолированные сообщества так называемых дредов, противников роботов. В их анклавах есть школы, детские площадки, жилые дома. Там время как будто застыло на отметке начала 2010-х гг., когда суррогаты ещё не были внедрены в массовое производство. Сообщество дредов возглавляет некий Пророк (Винг Рэймс) — харизматичный лидер, изъясняющийся цитатами из Библии. Он призывает не идти против воли Бога и считает суррогатов «механическими демонами».
Режиссёр, чтобы усилить драматическое напряжение, оставил явные аллюзии на риторику противников абортов, которые составляют самое заметное крыло американской консервативной оппозиции. Как и дреды, пролайферы проводят демонстрации, обличают греховность современного общества и напоминают о библейских истинах. Они убеждены, что у зародышей есть душа, ведь человека создаёт Бог.
На этом же основании дреды осуждают использование суррогатов как имитации людей. Пророк говорит, что человек должен быть таким, каким его сотворил Всевышний, в то время как суррогат может внешне вообще быть не похожим на оператора (например, в одном эпизоде белый учёный использует суррогат афроамериканца). Политическая элита из фильма Мостоу старается лишний раз не провоцировать дредов, опасаясь общественных волнений. По этой причине начальник агента ФБР Грира (Брюс Уиллис) и его напарницы Питерс (Рада Митчелл) отстраняет их от расследования, ведь они вторглись на территорию дредов, нарушив договор.
Между двумя крайними полюсами (сторонниками суррогатов и их противниками) находится главный герой Грир, который занимает компромиссную позицию. Ему тоже не нравится искусственное общество современных городов, однако он не сторонник радикального протеста. Грир старается убедить близких ему людей отказаться от использования суррогатов, мотивируя тем, что человек не может всю жизнь провести у себя дома. Технические новшества должны помогать людям, а не порабощать их сознание. Авторы фильма симпатизируют гуманистической позиции Грира, призывая и зрителей избегать радикализма в острых общественных спорах.
Гуманистические идеи в синтетическом мире будущего
Семья занимает важное, если не ключевое место в «Суррогатах». Именно семейные проблемы объясняют поведение основных персонажей. Главный герой Грир задумался о вреде суррогатов из-за тоски по своей жене Мэгги (Розамунд Пайк), которая не выходит из комнаты. После гибели сына она предпочитает общаться с миром при помощи устройства телеприсутствия, мотивируя выбор психологическим комфортом. Мэгги недоумевает: чего не хватает Гриру? Ведь суррогат говорит её голосом и внешне не сильно отличается. Однако механическая имитация человека не способна заменить живого общения.
Антиутопическая тематика фильма подана режиссёром через частную жизнь персонажей. Любой зритель может поставить себя на место Грира. Едва ли кому-то понравилось бы постоянно общаться со своими близкими через устройства телеприсутствия. В таком мире институт семьи утрачивает всякий смысл, ведь люди даже с родственниками взаимодействуют при помощи суррогатов.
Личная трагедия мотивирует и доктора Кэнтора. Убийство его сына является как завязкой сюжета, так и объяснением мотивов учёного, который сначала создал суррогатов, а затем стал решительно выступать за их запрет. Душевная боль затмила его разум, так что доктор готов пойти на самые радикальные меры в борьбе со своими противниками из VSI — корпорации-монополиста на рынке суррогатов.
По отношению к передовым технологиям режиссёр занимает умеренную позицию, а потому избирает ретранслятором своих идей Грира. Какие бы опасности ни таил окружающий мир, от страданий невозможно спастись, просто закрывшись в собственном доме, как в коконе. Это подтверждают сцены с Мэгги. Использование суррогата не принесло ей душевного комфорта, а лишь помогло скрыть свои страдания от окружающих, включая собственного мужа.
В то же время не приносит желанных результатов и попытка повернуть время вспять, чем заняты дреды и доктор Кэнтор. Технологический прогресс неизбежен. Джонатан Мостоу лишь деликатно напоминает, что человек не должен бездумно относиться к высоким технологиям, попадая в плен иллюзии комфорта, которую они дают.