Сладость или гадость! Сейчас самое время печь тыквенный пирог и выбирать себе подходящее (страшное) кино на вечер. Все еще ломаете голову над тем, что посмотреть в канун Дня всех святых? Мы собрали любимые фильмы режиссеров в жанре хоррор: от рекомендации Квентина Тарантино до советов от самого мастера ужасов Джона Карпентера.
Жозефин Деккер о «Суспирии» Луки Гуаданьино
Сделать ремейк классического хоррора Дарио Ардженто 1977 года показалось многим фанатам жанра джалло плохой идеей, но сложно отрицать, что Лука Гуаданьино в своей адаптации мистической истории о ведьмах из танцевальной школы сделал нечто совершенно оригинальное и ужасающее. Режиссерка «Ширли» и «Мадлен Мадлен» видит в фильме Гуаданьино политический характер. Также она добавляет: «Танец в картине имеет миллион разных направлений и интерпретаций. Спустя месяцы я не могу перестать думать об этой картине, как и о любом фильме, который не заканчивается, даже когда идут титры».
Гильермо дель Торо о «Глазах без лица» Жоржа Франжю
Во французско-итальянском фильме ужасов Жоржа Франжю актер Пьер Брассёр играет пластического хирурга, который помешан на пересадке лица своей дочери после того, как она пережила ужасную автокатастрофу. Кинолента «Глаза без лица» вошла во многие списки лучших фильмов ужасов, когда-либо созданных в истории кино. Поклонником фильма Франжю также оказался Гильермо дель Торо. Отметив необычный саундтрек картины, мастер фэнтези восхитился контрастом между красотой и жестокостью, который можно увидеть в фильме. А главную героиню он даже сравнил с Одри Хепберн.
Уэс Андерсон о «Ребенке Розмари» Романа Полански
Однажды Уэс Андерсон признался, что часто пересматривает классический фильм ужасов «Ребенок Розмари» с Мией Фэрроу в главной роли. По признанию самого режиссера, история о сатанинском культе не раз оказывала большое влияние на его творчество. «Фильм Полански был для меня источником идей, оставаясь при этом одной из моих любимых картин. Мне довелось прочесть сценарий фильма, и это действительно потрясающе».
Квентин Тарантино о «Кинопробе» Такаси Миике
«Кинопробу» часто называют одним из самых тревожных фильмов ужасов. Рё Исибаси играет вдовца, который решает устроить кинопробы в надежде встретить новую спутницу жизни. Герой влюбляется в Асами (Эии Сиина), чье темное прошлое будет иметь неожиданные и жестокие последствия. Японская картина входит в список любимых фильмов Тарантино, а в интервью 2009 года он назвал «Кинопробы» настоящим шедевром кинематографа.
Пон Джун-хо о «Солнцестоянии» Ари Астера
Обладатель премии «Оскар» за фильм «Паразиты», южнокорейский режиссер включил Ари Астера в список 20 режиссеров, определяющих будущее кино. «Солнцестояние» рассказывает историю студентов, которые оказываются в маленькой шведской деревне вместе со служителями языческого культа. Восхищаясь тем, как Ари Астер мастерски создает атмосферу триллеров, Пон Джун-хо назвал «Солнцестояние» одним из своих любимых фильмов.
Майк Флэнеган о «Феврале» Оза Перкинса
Майк Флэнеган стал одним из современных мастеров хорроров благодаря своим фильмам «Окулус», «Тишина», «Игра Джеральда» и «Доктор Сон». Он также прославился сериалами «Призраки дома на холме» и «Призраки усадьбы Блай», которые моментально стали хитами на Netflix. Какие из последних фильмов ужасов являются фаворитами Флэнегана? В список, составленный режиссером для Rotten Tomatoes, вошли «Приглашение», «Груз» и «Февраль» Оза Перкинса.
Флэнеган сказал: «Пугающая и задумчивая головоломка Оза Перкинса меня поразила. Фильм на первый взгляд кажется историей о девушках из школы- интерната, которые сталкиваются со сверхъестественной силой, но к концу кинолента оказывается чем-то более глубоким. Мне нравится этот фильм по многим причинам, но особенно потому, что он затрагивает неизведанный аспект историй одержимости».
Мартин Скорсезе о «Невинных» Джека Клейтона
Психологический фильм ужасов Джека Клейтона «Невинные» 1961 года часто называют одной из самых устрашающих книжных экранизаций, получившей в свое время несколько международных премий. С этим согласен и Мартин Скорсезе. Режиссер назвал «Невинных» одним из своих любимых фильмов ужасов, добавив следующее: «Адаптация Джека Клейтона повести «Поворот винта» – одна из тех редких картин, которые воздают должное писателю Генри Джеймсу. Фильм не только красиво сделан (благодаря оператору Фредди Фрэнсису), но также по-настоящему страшен». «Невинные» также является фаворитом Гильермо дель Торо.
Джордан Пил о «Мизери» Роба Райнера
В свое время «Мизери» принес актрисе Кэти Бейтс «Оскар» за роль Энни Уилкс, чья одержимость знаменитым писателем Полом Шелдоном несет за собой тревожные последствия. Джордан Пил, режиссер фильмов «Прочь» и «Мы», отмечает, что в экранизации одноименного романа Стивена Кинга получился действительно страшный злодей. Ко всему прочему Пил добавил: «Мне нравится, что в этом фильме страх вызывает не только актерская игра, но также и удачные операторские решения и пугающие диалоги».
Лука Гуаданьино о «Мухе» Дэвида Кроненберга
В одном из своих интервью режиссер «Суспирии» Лука Гуаданьино назвал «шедевром на все времена» классический хоррор Дэвида Кроненберга «Муха». «Ужас этой картины для меня заключается в том, что в конце концов ты понимаешь, как герои Джеффа Голдблюма и Джины Дэвис отчаянно любят друг друга, но при этом не могут быть вместе. Самым страшным кошмаром этого фильма была невозможность любви между ними двумя».
Андрес Мускетти о «Почти стемнело» Кэтрин Бигелоу
После того как картина «Оно» 2017 года стала самым кассовым фильмом ужасов в истории кино, Андреса Мускетти включают в число успешнейших режиссеров Голливуда. В разговоре о фильмах ужасов Мускетти вспомнил «Почти стемнело» Кэтрин Бигелоу, отметив, что это его любимый фильм о вампирах. «Это был такой прорыв. Они не были похожими на вампиров из трэшевых фильмов на видеокассетах. В нем много черного и непонятного юмора. Я никогда не видел ничего подобного».
Уильям Фридкин о «Забавных играх» Михаэля Ханеке
Обсуждая свои 13 любимых фильмов ужасов с Entertainment Weekly, режиссер «Изгоняющего дьявола» Уильям Фридкин назвал «Забавные игры» самой устрашающей лентой, которую ему довелось увидеть. История садистского издевательства над семьей поразила режиссера: «Это, наверное, самый страшный фильм в моем списке любимых фильмов, ведь в нем двое молодых людей из сельской местности терроризируют семью. Это именно то, что сегодня очень часто можно увидеть в новостях. Есть вероятность, что это действительно может произойти».
Гаспар Ноэ об «Андалузском псе» Луиса Бунюэля
«Андалузский пес», созданный Луисом Бунюэлем и Сальвадором Дали, – это сюрреалистический короткометражный фильм, который давно потряс многих кинематографистов, в том числе и французского провокатора Гаспара Ноэ. «Сцена короткометражного фильма, где Бунюэль режет глаз женщине, шокирует, даже если они и заменили ее глаз глазом коровы. Я уверен, что никогда в истории кино люди не сходили с ума от происходящего на экране сильнее, чем та аудитория, которая была у этого фильма».
Джон Карпентер об «Изгоняющем дьявола» Уильяма Фридкина
Хэллоуин» Джона Карпентера стал ярким примером поджанра слэшеров, а когда самого режиссера спрашивают о его любимой картине, он часто выделяет классический фильм Уильяма Фридкина «Изгоняющий дьявола». В одном из интервью Карпентер сказал: «Все знают, что самое страшное в фильме – это дьявол. Когда я впервые увидел картину, я подумал, что для того, чтобы этот фильм мог по-настоящему впечатлить, необходима вера в высшие силы. Но я начал ценить его просто таким, какой он есть. Недавно я посмотрел картину еще раз и был удивлен тем, какой силой она обладает. То, что они сделали тогда с этой маленькой девочкой, нарушило кучу табу. Это чертовски хорошо».
Тим Бертон о «Плетеном человеке» Робина Харди
Большое впечатление на готического режиссера произвела картина «Плетеный человек». «Это похоже на странный мюзикл, – сказал Тим Бертон о легендарном фильме ужасов Робина Харди 1973 года. – Интересно, что, когда он вышел, это был не очень успешный проект, но мне кажется, что это действительно гипнотическая кинолента. Это похоже на странный сон. На первый взгляд все нормально, но на самом деле все не так, как кажется. Для меня этот фильм представляет собой смесь странных, но завораживающих элементов».
Джим Джармуш об «Американском психопате» Мэри Хэррон
В одном из интервью икона инди-кино Джим Джармуш назвал «Американского психопата» своим любимым фильмом. «Мэри Хэррон мастерски адаптировала роман Брета Истона Эллиса. Я думаю, что сегодня фильм вызывает больший резонанс, чем когда он вышел 20 лет назад. Хотя даже в то время некоторые обвинили картину в сексизме. Однако игра Кристиана Бэйла и других членов каста действительно захватывающая».