Затянутый и нескладный гоночный боевик с элегантными суперкарами и второсортными актерами и трюками
В юности Тоби Маршалл (Аарон Пол) считался выдающимся гонщиком и претендентом на чемпионство, но обстоятельства вынудили его отказаться от серьезных состязаний и довольствоваться уличными гонками. Теперь Тоби с друзьями-подчиненными заведует автомастерской. Когда старый знакомый Маршалла, ставший чемпионом и прославившийся на всю страну Дино Брюстер (Доминик Купер), предлагает парню и его приятелю Питу погонять на уникальных суперкарах Konigsegg, они с готовностью соглашаются и показывают класс. Но Дино не умеет проигрывать, и он в ярости сшибает Пита с трассы, а затем подставляет Тоби, и тот садится в тюрьму за непредумышленное убийство. Выйдя на свободу, Маршалл решает отомстить бывшему сопернику, выиграв у того тайную и эксклюзивную уличную гонку на суперкарах, победитель которой получает все машины проигравших.
Что может быть хуже штампованного кино? Штампованное кино, создатели которого не понимают смысла используемых ими клише. Взять, например, популярный сюжетный ход – герои мстят злодеям, унижая их в любимом деле (обманув мошенника, украв у вора, обогнав гонщика…). На чем стоит этот ход? На самомнении злодеев, которые считают себя неуязвимыми, но в кульминации получают удар под дых. Многие фильмы с успехом обыгрывают этот штамп. Многие, но не Need for Speed, в котором герои унижают злодея еще до того, как он становится злодеем! Какой смысл в финальной гонке, если и зрители, и Дино уже после первого действия картины знают, что Тоби – лучший гонщик? И Брюстер не просто это знает – он агрессивно и публично пытается предотвратить участие Маршалла в состязании, фактически признав на всю гоночную тусовку, что боится столкнуться с ним на трассе. В чем вкус победы, если злодей заранее признал поражение?
А вот другая проблема из этой же серии. Сестра Пита участвует в сложном и ненадежном плане мести Дино, вместо того чтобы прислать в полицию документ, который отправит преступника в тюрьму. Это было бы понятно, если бы женщина была «криминальной марухой», привыкшей держаться подальше от фараонов. Но героиня абсолютно законопослушна! У нее нет ни одной веской или не веской причины поступить так, как она поступает, потому что ее поступки затрудняют и отдаляют воздаяние Дино и потому что Тоби не собирается наказывать злодея жестче, чем это может сделать полиция. Кроме того, любовь к брату важнее, чем любовь к другу, и Тоби, как герой и рыцарь, должен был сказать: «Я отстраняюсь. Твоя месть важнее моей, и она надежнее. Плюс мой план подразумевает, что я вновь сяду в тюрьму, а мне не хочется туда возвращаться». Логично? Логично. Но не для авторов сценария, один из которых, Джон Гэтинс, был недавно номинирован на «Оскар» за сценарий «Экипажа».
И такого в Need for Speed полно. Нелепые даже по нетребовательным жанровым меркам сюжетные ходы, неуклюжие, режущие слух диалоги, слишком запутанное и затянутое действие (130 минут!) для картины, которая по всем канонам должна была уложиться в полтора часа… И при этом лучшая, самая смешная сцена фильма – та, в которой один из друзей Тоби эффектно бросает «цивильную» работу – выглядит так, как будто ее придумали для другой ленты, для чего-то вроде «Бойцовского клуба». А не для эпопеи о гоночных страстях и супертачках.
Спасают ли фильм актеры? Темнокожий новичок Скотт Мескуди и ветеран Майкл Китон («Бэтмен») навязчиво, но забавно кривляются во вспомогательных ролях, а Имоджен Путс («Грязь») призывно улыбается в образе главной героини, но Аарон Пол и Доминик Купер слишком мелкотравчаты для «королей трассы». Это характерные актеры, а не экшен-звезды, и в креслах суперкаров они кажутся не гонщиками, а участниками родео, которые из последних сил пытаются удержаться на разъяренном быке. Даже если так и задумывалось, это не совсем то, что хотелось бы видеть в подобном кино.
Впрочем, кто смотрит автомобильные фильмы ради сюжета и персонажей? Главное – экшен и драйв! Что ж, экшен в картине есть, его много (хотя разговорных сцен тоже немало), и он убедительно передает ощущение запредельной скорости. Когда машины лавируют по встречной или, наоборот, разгоняются на пустой трассе, у зрителей захватывает дыхание. Но вот трюки… Что бы там ни говорили в интервью создатели фильма о фактической трудности исполненных в картине трюков, на экране они смотрятся максимум на «тройку с плюсом». Если вы любите этот жанр, вы наверняка вспомните более эффектные фрагменты в других фильмах. К тому же некоторые трюки «Жажды» подпорчены монтажом. Вместо того чтобы дать зрителям насладиться трюком от начала до конца (и желательно в замедленной съемке!), картина показывает нарезку из фрагментов трюка и предлагает домыслить остальное. Но, уж извините, домысливание – это для хорроров. А в трюковом кино чем больше показываешь, тем больше почет!
С 13 марта в кино.