10 сентября британский фильм ужасов о загадочной шкатулке, сенобитах и пытках празднует свое 35-летие. Франшиза о Пинхеде и его темных демонах прочно вписалась в пантеон кинематографического ужаса, заняв там видное место, а выражение «открыть ящик Пандоры» приобрело ещё более зловещий смысл, чем в мифе.
«Восставший из ада» был поставлен менее, чем за 1 миллион долларов, но в результате стал одним из самых значимых и зрелищных фильмов ужасов своей эпохи. Путь к созданию инфернального хоррора о сенобитах во многом проложило недовольство Клайва Баркера — новеллист успел разочароваться подходом к адаптации его рассказов (например, «Царь зла», поставленный по новелле Rawhead Rex, он не жаловал). Поэтому в 1986 году Баркер встает на защиту своего творчества от посягательств — точнее говоря, садится в режиссерское кресло. Опыта у Баркера не было — даже не нашлось под рукой банальной книги по мастерству режиссуры и, как упоминал сам автор, он не мог отличить одни объективы кинокамер от других.
Компания New World Pictures, в которую Баркер заявился со сценарием и рисунками, поначалу и вовсе намеревалась выпустить «Восставшего из ада» на видео, но со временем спонсоры уверовали в проект — фильм получил и дополнительные финансовые вливания (благодаря им мы увидели зрелищные визуальные эффекты), и широкий прокат с прицелом на прибыльный рынок США. Так Баркер из мира фантастической новеллистики перекочевал в режиссуру — и его начинаниям могли позавидовать многие, включая, кажется, самого Стивена Кинга (недаром писатель сказал, что «видел будущее хоррора и его имя — Клайв Баркер»).
«Восставший из ада» рассказывает о жизни пары Ларри и Джулии: супруги переезжают в дом, где некогда жил брат Ларри — загадочный мужчина по имени Фрэнк. Однажды Фрэнк приобрёл странную шкатулку и открыл врата ада, познав все ужасы преисподней. Теперь Фрэнк оживает на чердаке старого дома, а Джулия становится его любовницей и помощницей по совместительству — свидетель ада, чтобы восстановить своё тело, требует подпитки чужой кровью.
Несмотря на прямолинейность, фильм Баркера гибко работает с жанрами — в одну историю здесь вшиты сразу три. В рассказе о таинственном доме по всем заветам готического ужаса страшный чердак хранит страшные тайны. В сюжете об адюльтере Джулия вступает в порочную связь с Фрэнком — воскресшим искателем удовольствий, чью жизнь испортило любопытство. Запретная страсть Джулии и Фрэнка показана с нарочитой гротескностью: чтобы вернуть привычное тело, Фрэнк вербует Джулию в сообщницы. Она подбирает странников в местных барах, заманивает домой, а следом разбивает им головы молотком, чтобы насытить плоть Фрэнка. И этот кровавый ужас показан на фоне обычной семейной жизни — супругу Ларри даже и невдомек, что чердак его дома полон трупов и там проживает таинственный любовник.
Что до самого Фрэнка — его судьба основана на архетипическим сюжете о сделке со злом, который неустанно воспроизводится в европейской культуре (как здесь не подумать о «Фаусте»). У любопытства и тяги к удовольствиям есть жестокая цена: выход на волю четырех сенобитов — кошмарных существ, которые любое наслаждение превратят в адскую пытку.
Ни для кого не секрет, что сенобиты стали главной иконой «Восставшего из ада» (пусть и появились всего минут на восемь). Уродливые демоны из параллельного мира, запрограммированные на жестокость, вдохновлены образами из садомазохистских подпольных клубов, как отмечал Баркер. И действительно: жуткие существа в кожаных костюмах напоминают то завсегдатаев техно-вечеринок, то инфернальных мясников. Они хладнокровно мучают жертву, пользуясь металлическими крюками и почти так же безмолвно исчезают. Насилие в «Восставшем из ада» находится на пересечении с извращенной сексуальностью и БДСМ-культурой, которая в 80-е годы была в поле интересов массового кинематографа. Для актера Дугласа Брэдли образ Пинхеда стал центральным в карьере, а Баркер в свою очередь убедился, что один лишь жуткий лик существа делает фильму имя. Когда девушка Кирсти — жительница того злосчастного родительского дома, пытается скрыться от сенобитов, сцена вызывает подлинное ощущение ужаса. Порталы открыты, ад теперь повсюду, в чем и убедится зритель, у которого в запасе целых девять сиквелов «Восставшего из ада».
Ощущение запретной вечеринки, предлагающей различные способы экзекуции плоти — с этим чувством разворачивается полуторачасовой просмотр хоррора Баркера. Талантливый департамент по спецэффектам подарил фильму целый кладезь кошмарных сцен: окровавленная фигура Фрэнка без кожи и постепенная метаморфоза (герой появляется на экране из жуткой лужицы со слизью — в лучших традициях боди-хорроров), левитирующие демоны в коридорах и взрывающиеся, как банки с томатной пастой, тела. Здесь царит атмосфера замкнутого и спертого ночного кошмара — с чердаком как эпицентром событий, превращенным в пыточную. Постепенно фильм подчиняет сюжет инфернальному насилию — и эта ставка оказывается лучшей для неопытного на тот момент Баркера-режиссера. Автор признавал, что далеко не все ему кажется идеальным в первом фильме, некоторые эпизоды и поныне смущают, однако нащупывание дороги стоило того — мы до сих пор имеем фильм-сюрприз, артефакт, спрятанный в таинственной шкатулке 80-х, которую опасно открывать, подобно кубику-головоломке или мифическому ящику Пандоры.