Контроль, власть и безумие: сегодня мы поговорим о не самых известных религиозных культах, история которых тем не менее пробирает до костей. Тема крайне неоднозначная и острая, но оттого и увлекательная.
Документальный фильм, который был снят бывшим членом культа Уиллом Алленом, повествует о его горьком двадцатидвухлетнем опыте жизни в одной из общин. Мужчина попал в неё в 1985-м и поначалу был абсолютно доволен своим новым окружением. Однако, как это часто происходит в историях культов, духовный наставник оказался не тем, за кого себя выдавал: кумир был садистом с маниакальными наклонностями. Казалось бы, таких сюжетов можно найти тысячи, но «Святой ад» интересен именно оптикой. Уилл снимал общину на протяжении двух десятилетий, как местный видеограф, но после ухода из неё попытался переосмыслить задокументированные кадры и понять, где именно таилось зло. Это не безжизненный набор фактов, а попытка терапии и борьбы с тёмным прошлым. Особой ценности фильму добавляют интервью с другими бывшими участниками культа: они рассказывают о своих покалеченных судьбах и, как и Уилл, пытаются перебороть тяжелейшую психическую травму.
Работа Марии Демопулос и Джоди Уилл повествует об отце Йоде и его религиозной коммуне, которая обрела популярность в далёких 70-х. Его культ — причудливая смесь восточной эзотерики, взглядов битников и идей многих других направлений. Благодаря доходам от ресторана «Семья источника» даже позволила себе обосноваться на Голливудских холмах, но вскоре из-за конфликта с властями была вынуждена покинуть это место. Фильм даёт все более-менее важные представления об этой истории и, что интереснее, пытается реконструировать её за счёт эксклюзивных архивных записей прямиком из 70-х. Это запоминающийся привет из прошлого, который вряд ли испугает так же, как «Святой ад», однако мастерски погрузит в атмосферу времени.
Все мы знаем, как часто истории культов заканчиваются человеческими смертями. Духовные наставники нередко вообще не несут ответственности за свои поступки, но Джеймс Артур Рэй — иной случай. Он всё-таки получил заслуженное наказание и отправился в тюрьму, а когда вышел — стал героем документального фильма «Просвети нас». На протяжении всей картины Дженни Карчман на примере Артура Рэя объясняется механизм работы культов и специфика вовлечения людей. Но есть и другая важная деталь — у зрителя появляется возможность посмотреть на главаря культа, понёсшего наказание за свои проступки, и услышать его взгляд на проблему. И эта попытка зафиксировать одного и того же человека, причастного к культам, в разные этапы его жизни, по-настоящему удивляет.
Фундаменталистская церковь Иисуса Христа святых последних дней — радикальное ответвление мормонизма, приверженцы которого подчинились главарю Уоррену Джеффсу и отказались от СМИ, музыки и государственного образования. Духовный лидер мог разрешать или запрещать браки в коммуне, взял под контроль все деньги участников, завёл себе 90 жён и устроил тиранию. Создатели «Жертвы пастыря» пытаются понять, как такая система могла существовать на территории США и почему схемы Джеффса долгое время работали без помех. Мишени этой картины — радикальный мормонизм, эксплуатация людей и, что важнее, насилие с его истоками. Пожалуй, одна из самых любопытных документальных работ о культах, которая пытается в хронологическом порядке рассказать о становлении опасной религии во всех мелочах.
Большинство фильмов о культах относятся (причём абсолютно справедливо) к религиозным коммунам с осуждением. «Правила поединка» вполне могли бы стать такой же документальной работой, если бы не мастерство режиссёра Уильяма Газецки. Да, у давидианцев могли быть странные взгляды, а их быт не вписывался в рамки нормы, но к ФБР, которые устроили перестрелку, закончившуюся настоящей трагедией с множеством погибших, у авторов вопросов больше. Где грань между нормальностью и чудаковатостью? А между религией безвредной и опасной для общества? По мнению создателей, смерти в Уэйко — результат агрессивного отношения властей к девиантам. И на протяжении всей монументальной работы, которая, кстати, в своё время претендовала на премию «Оскар», авторы ищут ответ на вопрос не только о том, кто виноват, но и ещё и о том, как государство может манипулировать людьми и использовать знакомые поп-культурные образы якобы сумасшедших членов культа для своих целей.