
В прокате «Падение короны» с Мелани Лоран — костюмированная драма о последних днях Людовика XVI и Марии-Антуанетты. Режиссеры регулярно обращаются к трагической биографии королевской четы, погружая зрителей в роскошные интерьеры Версаля и завлекая публику пышными платьями и париками. Рассказываем о новинке и вспоминаем еще пять фильмов о жизни при дворе во Франции XVIII века.
Режиссер Джанлука Йодиче оставляет за кадром великолепие королевского образа жизни. На экране — поворотный момент в истории страны, монархии, одного семейства. Мария-Антуанетта (Мелани Лоран) и Людовик (Гийом Кане) потеряли титулы и возможность беспечно разгуливать по дворцу: отныне супруги вместе с детьми вынуждены жить в ожидании приговора. Осознание конца приходит постепенно: сначала герои возмущены тем, что приходится коротать дни без прежнего комфорта, но позже отчаяние берет верх, и в глазах тухнет последняя искорка надежды.
У Йодиче получилось снять камерное и меланхоличное кино, которое за полтора часа успевает попрощаться с целой эпохой. Обычно Мария-Антуанетта появляется на экране в безупречных нарядах на фоне помпезных комнат. В «Падении короны» все иначе: Мелани Лоран проделывает тончайшую работу, передавая гнев и печаль измученной королевы, которой больше не суждено вернуться в сказочный Версаль.
София Коппола питает слабость к печальным историям о грустных девочках. Именно такой предстает Мария-Антуанетта в исполнении Кирстен Данст — глубоко несчастной аристократкой, которая жаждала любви и утопала в одиночестве. Версаль оказывается золотой клеткой, где взгляд каждого направлен на приезжую австрийку. От давления окружающих и равнодушия мужа королева прячется в бесконечном празднике и романтических интригах.
Нежные платья и модные шляпки, горы пирожных и сотни бокалов шампанского — новоиспеченная королева ни в чем себе не отказывала. В Версале торжествуют гедонизм и неведение о внешнем мире. Вопль народа еще не достиг территории королевской резиденции, до революции в запасе несколько спокойных лет. Если Йодиче показывает сломленную Марию-Антуанетту, то Коппола предпочитает запечатлеть бьющее через край жизнелюбие и ощущение безмятежности. В финале мы прощаемся с монархиней не в тюремной камере, а в карете: героиня в последний раз бросает взор на прилегающую к дворцу аллею и вместе с семьей мчится в неизвестность.
В центре повествования не Мария-Антуанетта и даже не Людовик XVI, а Сидони Лаборде (Леа Сейду), придворная чтица королевы. Юная барышня смотрит на монаршую особу (Дайан Крюгер) с пиететом, выполняет любые поручения, не терпит оскорблений в адрес австрийки. Мы практически ничего не знаем о самой Сидони: вся жизнь девушки вращается вокруг службы в Версале и попыток угодить Марии- Антуанетте.
Фильм Бенуа Жако интересен из-за ракурса: действие происходит в первые дни Французской революции, а закат монархии показан через призму обслуживающего персонала дворца. До спален прислуг доходят слухи о народном бунте, а по коридорам распространяются листовки со списком тех, кого ждет казнь. Тревога поселилась не только в королевских покоях — весь Версаль охватил страх перед неизвестным будущим. «Прощай, моя королева» не спешит пересказывать хронику известных событий. На экране — 14, 15 и 16 июля 1789 года: три беспокойных дня, после которых ничего уже не будет прежним.
Майвенн бегло пересказывает биографию Жанны Дюбарри (и сама играет главную роль) — куртизанки и любительницы книг, которой удалось очаровать самого Людовика XV (Джонни Депп) и обосноваться во дворце. Родственники короля негодуют, сам Людовик счастлив и всем доволен, а Жанна между тем нарушает все возможные правила этикета и заставляет публику охать и ахать: женщина позволяет себе надевать мужскую одежду и ездить верхом!
Приезд молодой невесты Марии-Антуанетты означает для Дюбарри одно — с этого момента не она главная женщина при дворе. Юная австрийка в исполнении Паулине Польман принимает стратегическое решение: следовать совету большинства и игнорировать фаворитку короля. Режиссерка фиксирует на экране ежедневное празднество и пиршество Версаля, который не может обойтись без интриг: во дворце каждый брошенный взгляд и любой незначительный комментарий что-нибудь да значит.
Считается, что скандал с ожерельем стал последней каплей перед началом Французской революции. Аферу провела графиня Жанна де Ламотт-Валуа, которая вместе с сообщниками завладела бриллиантовым украшением, но обставила все таким образом, что казалось, будто Мария-Антуанетта потратила баснословные деньги на очередные драгоценности. Вскоре начался громкий судебный процесс над мошенниками, за которым следила вся Франция.
Режиссер Чарльз Шайер пересказывает реальные события, которые, к слову, также описаны в романе Александра Дюма «Ожерелье королевы». Фильм можно рассматривать как довольно вольный байопик Жанны де Ламотт-Валуа. По сюжету картины героиня еще в детстве потеряла фамильное имение и дворянский титул: отец девочки был реформатором, чем вызвал гнев у королевского двора. Всю жизнь Жанна мечтает о том, чтобы приблизиться к Марии-Антуанетте и вернуть родительский дом. Хилари Суэнк играет отчаянную, расчетливую, но при этом вызывающую сочувствие аристократку, которая готова на все ради своей цели. «История с ожерельем» демонстрирует непростой уклад жизни при дворе, где каждый стремится занять прочное место в обществе и не впасть в немилость к королеве.
«Шевалье» показывает высший свет Франции второй половины XVIII века глазами темнокожего молодого мужчины. Дирижер Жозеф Болонь Сен-Жорж (Келвин Харрисон-мл.) — незаконнорожденный сын плантатора и рабыни, который покорил Париж и Марию-Антуанетту музыкальным талантом. Одаренный скрипач поднялся по социальной лестнице, но так и не стал своим при дворе: расистское общество с упоением слушало музыку Жозефа, но не могло смотреть на темнокожего гения как на равного — даже после того, как Мария-Антуанетта (Люси Бойнтон) пожаловала протеже титул «шевалье».
Пока шевалье борется с предубеждениями, пытается занять желанную должность в опере и влюбляется в прелестную Марию-Жозефину (Самара Уивинг), по Парижу разносятся лозунги — до свержения монархии осталось совсем чуть-чуть. Революция поставит точку в дружбе композитора и королевы, оказавшихся по разные стороны противостояния. Обратить внимание на фильм Стивена Уильямса стоит, как минимум чтобы узнать о незаслуженно забытом композиторе (и, конечно, чтобы в очередной раз убедиться: Люси Бойнтон очень идет ретро-антураж!).