Детектив — один из самых популярных телевизионных жанров, но хорошо делать подобные истории получается далеко не у всех: чаще получается «мыло» или второсортные сериалы категории «Б». Сегодня мы собрали для вас действительно любопытных представителей жанра, о которых вы могли и не слышать, — от судебной драмы от сценариста «Списка Шиндлера» до британского триллера, укротившего самого «Шерлока».
В тихом британском городке находят труп местного паренька — то ли он сам сбросился со скалы, то ли его кто-то оттуда столкнул. Разбираться с этим приезжает детектив с тёмным прошлым и некоторыми психическими проблемами (великий Дэвид Теннант), а помогать ему будет местная полицейская Элли Миллер (ныне оскароносная Оливия Коулман), которая имеет в деле личный интерес: мать погибшего мальчика — её давняя и лучшая подруга.
«Убийство на пляже» не пытается удивлять невероятными твистами каждую серию, это сериал совсем другого толка: меланхоличное исследование замкнутого социума британской деревни, где у всех, как водится, есть свои скелеты в шкафу. Первый сезон здесь, с большим отрывом, лучший, но и два других вполне достойные — главное, не смотреть американский ремейк, «Грейспоинт», копирующий всё вплоть до мизансцен (и там даже Дэвид Теннант играет ту же роль), но куда менее сдержанный и талантливый.
На мосту, соединяющем Швецию с Данией, ненадолго отключают электричество — а когда свет восстанавливают, оказывается, что прямо посередине, ровно на границе между двумя странами, лежит труп женщины. Причём головой тело обращено к Швеции, а ногами — к Дании. Полицейские из двух соседних государств, датчанин Мартин и шведка Саги, сначала безуспешно пытаются выяснить, кому же предстоит заняться этим делом, а затем начинают распутывать сложную тайну вокруг неординарного преступления.
«Мост» — вероятно, лучший способ познакомиться со скандинавскими детективами, которые не зря считают одними из самых увлекательных в мире. Здесь и привычные холодные интонации, и бескомпромиссная история о гениальном маньяке, который искренне считает, что убийствами помогает обществу, и сложная драма двух ни в чём не похожих копов,
Сериал, который с момента выхода в 2016-м успел стать культовым в узких кругах, сдержанная драма о простом выходце из Пакистана, который однажды проснулся с трупом девушки под боком. Простая, казалось бы, murder mystery выливается в кропотливое исследование судебной системы США. Сериал манипулирует фактами, как заправский адвокат (такого тут играет Джон Туртурро): в каждой серии к истории главного героя добавляются новые переменные, заставляя зрителя примерять разные оптики и гадать, так всё же виновен главный герой или нет. Стоит отметить, что у «Однажды ночью», помимо всего прочего, невозможно талантливый авторский состав: сценарист «Списка Шиндлера» Стивен Зеллиан в качестве шоураннера, оператор «Нефти» Роберт Элсвит и в конце концов тогда ещё малоизвестный (а ныне номинированный на «Оскар») Риз Ахмед в центральной роли.
Ещё один недооценённый сериал со звёздным составом. «Вершину озера» написала и сняла Джейн Кэмпион, оскароносная режиссёрка «Пианино» (помогал ей Гарт Дэвис, автор «Льва»), а главную роль сыграла будущая звезда «Рассказа служанки» Элизабет Мосс. Здесь она предстаёт в образе Робин Гриффин, полицейской, возвращающейся в родной город, чтобы расследовать дело о пропаже двенадцатилетней беременной девочки. Естественно, в восхитительных пейзажах руральной Новой Зеландии просто обязано жить инфернальное Зло, и спокойное на вид место вскоре обрастает кучей пугающих деталей — а сама Робин вынуждена бороться не только с преступниками, но и с демонами собственного прошлого.
Очень короткий (всего 4 эпизода) мини-сериал об амбициозной полицейской с лицом Кэри Маллиган, которая, несмотря на беременность, берётся за непростое дело — в Лондоне без видимых причин и мотивов профессионально убит обычный доставщик пиццы. Расследование этого, казалось бы, бессмысленного преступления выводит детективов на заговор национального масштаба, а сам сериал из прямолинейного триллера быстро превращается в большой анамнез всей постбрекзитной Англии: тут и проблема эмигрантов, и консерваторская ксенофобия, и много чего ещё. Что удивительно, весь спектр социальных проблем авторы ловко укладывают в один увлекательный детективный сюжет.
Британский сериал, который с триумфом прошёлся по родине (его рейтинги были сопоставимы с, казалось бы, куда более попсовым «Шерлоком»), а на «Золотом глобусе» выиграл актёру Ричарду Мэддену (вы можете знать его как Робба Старка из «Игры престолов») статуэтку за лучшую мужскую роль. Это напряжённый триллер о бывшем военном с посттравматическим синдромом, которого назначают телохранителем министра внутренних дел, консервативной Джулии Монтегю. Главный герой с её убеждениями в корне не согласен — министр выступает за то, чтобы усилить контроль над простыми гражданами, — но сделать ничего с этим не может: такая уж работа. Вскоре он оказывается втянутым в сложные политические интриги, из которых выйти живым не так уж просто.
Малоизвестный у нас сериал-антология «Охота» (в оригинале — Manhunt) успел разжиться двумя сезонами. Второй рассказывает историю Ричарда Джуэлла, того самого, про которого недавно снял свой фильм великий Клинт Иствуд. Нас, впрочем, больше интересует первый сезон — посвящённый охоте офицера ФБР Джима Фицджеральда (Сэм Уортингтон, давно не появлявшийся в заметных ролях) за легендарным преступником Тедом Казински, больше известным как Унабомбер (впечатляющий Пол Беттани с неопрятной бородой).
Сериал интересуют не привычные детективные интриги (убийца тут, в общем-то, известен заранее), а скрупулёзное изучение работы полицейской системы США, оказавшейся неспособной к поимке опасного преступника. Маньяка, посылавшего почтой жертвам бомбы и написавшего большой манифест о том, как технологии портят людям жизнь, не могли найти около двадцати лет — и только новаторские методы сбора данных, придуманные Фицджеральдом, смогли что-то изменить. Во многом «Унабомбер» похож на финчеровского «Охотника за разумом» — процесс здесь тоже интереснее результата.