Эдди Мёрфи — 61 год! В честь дня рождения актёра вспоминаем яркие картины, которые навсегда сделали его звездой комедии: от криминальных бадди-муви до постмодернистских фэнтези-мультфильмов. Конечно, не все шутки в них одинаково хорошо сохранились, а некоторые и откровенно устарели. Но Мёрфи мы готовы простить всё что угодно: за его фирменную эксцентрику, харизму и готовность играть по сто ролей в каждом фильме.
Первая роль актёра в большом кино — и сразу же в жанровой классике. «48 часов» — комедийное бадди-муви о полицейском Джеке Кейтсе (Ник Нолти), который хочет отомстить преступникам за смерть напарника. Но для этого ему придётся объединиться с болтливым мошенником Регги (собственно Эдди Мёрфи), только и думающим о том, как бы нажиться на этом деле. По законам жанра юмор тут строится на катастрофическом несоответствии героев: суровый коп и не затыкающийся преступник — худшая команда, которую можно представить. Зато очень смешная.
В начале карьеры Мёрфи ещё не доверяли вести фильм в одиночку, зато он становился частью отличных тандемов с другими комедийными артистами. В «Поменяться местами» Джона Лэндиса Мёрфи играет бездомного, которому предлагают поучаствовать в необычном пари. Дело в том, что два владельца крупнейшей компании на Уолл-стрит поспорили: один из них считает, что управлять бизнесом может любой проходимец, и поэтому предлагает герою Мёрфи занять место успешного менеджера Луиса Уинтропа Третьего (Дэн Эйкройд). Последствия, естественно, оказываются куда более катастрофическими и уморительными, чем кто-либо мог представить.
В 1984 году Эдди Мёрфи наконец стал полноценной кинозвездой: в «Полицейском из Беверли-Хиллз» актёр играет единственную главную роль, находчивого копа Акселя Фоули, способного найти выход из любой передряги. К нему в Детройт приезжает друг, которого тот давно не видел, и почти тут же приятеля убивают. Чтобы разобраться в произошедшем, полицейскому приходится уехать в далёкую Калифорнию, где порядки совсем другие и где ему никто не доверяет. Криминальная комедия Мартина Бреста оказалась настолько успешной, что не только полноценно запустила карьеру Мёрфи, но и породила два сиквела — тоже, кстати, весьма неплохих.
На родине «Золотого ребёнка» разругали, зато в России он стал большим хитом эпохи VHS. Кажется, в данном случае американский зритель был к картине несправедлив. Да, это не самое высокохудожественное кино на свете, но совсем не стыдное. Мёрфи играет тут простого американца, который оказывается втянутым в магический заговор всемирного масштаба: он должен защищать Золотого ребёнка, рождающегося лишь раз в тысячу поколений и способного нести добро в озлобленный мир. Эксцентричный шутник кажется последним кандидатом на роль заступника вселенского порядка — и тем не менее именно остроумие и смекалка помогают выжить в смертельно опасном приключении.
Эдди Мёрфи вообще очень любит фильмы, в которых играет чужака, персонажа, отчаянно не вписывающегося в новое окружение. Один из самых известных примеров таких лент в творчестве актёра — «Поездка в Америку». Мёрфи досталась роль принца вымышленной африканской страны Замунда, который привык ни в чём не нуждаться. Будущее наследника уже расписано: жена выбрана, слуги готовы подчиняться, как только он займёт место на троне. Но герой решает самостоятельно найти супругу, да не где-нибудь, а в Америке. Живший в роскоши монарх попадает в бедное гетто и устраивается парикмахером, чтобы найти жену, обрести себя и, разумеется, попасть в кучу нелепых комичных ситуаций.
Гениальный, но социально неловкий профессор Шерман Кламп проводит на себе эксперимент и с помощью специального препарата становится смелым красавчиком-плейбоем — всё, чтобы очаровать девушку мечты. Вот только трансформации героя непредсказуемы, да и новая личность стремится полностью перехватить контроль над телом. В «Чокнутом профессоре» Эдди Мёрфи демонстрирует многогранность комедийного таланта, играя абсолютные противоположности. Это, кстати, не единственные роли актёра в фильме — он также шутки ради воплощает образы почти всех членов семьи Кламп.
«Шрек» стал классикой и первой картиной, взявшей «Оскар» в категории «лучший анимационный полнометражный фильм» (до этого мультфильмы удостаивались специальных наград). Эдди Мёрфи, к началу двухтысячных несколько растерявший былой задор, возродил карьеру ролью Осла — преданного, пускай и бесконечно назойливого друга Шрека. По сути, вся первая часть тетралогии держится на экранной химии Мёрфи и Майка Майерса. Которой не мешает даже то, что оба актёра играют нарисованных на компьютере героев.