Вспоминаем лучшую научную фантастику минувших месяцев: от разудалого экшен-балагана Роланда Эммериха до долгожданного возвращения Дэвида Кроненберга.
Луна сошла с орбиты и вот-вот столкнётся с Землёй. Чудаковатый астроном (Джон Брэдли) первым замечает угрозу и обращается за помощью к бывшему космонавту Брайану Харперу (Патрик Уилсон). Вскоре к ним присоединяется заместительница главы НАСА Джо Фаулер (Холли Берри).
Режиссёр-гигантоман Роланд Эммерих в очередной раз пытается уничтожить планету, но бравые герои-американцы снова дают отпор вселенским катаклизмам. В «Падении Луны» машины взмывают в воздух, а внутри спутника живёт огромное космическое чудовище — искать логику бессмысленно, нужно просто наслаждаться смехотворным апокалиптическим аттракционом. По изобретательности он обходит почти любых «Мстителей», а масштабами напоминает даже «Аватар» Кэмерона — правда, более бюджетный и непредумышленно глупый.
Недалёкое будущее. У обычной семьи ломается любимый робот Янг. Когда-то его купили, чтобы он напоминал приёмной дочери Мике об её азиатских корнях, но со временем андроид стал полноценным другом и родственником. Отец Джейк (Колин Фаррелл) сдаёт машину в ремонт и получает карту памяти, встроенную в Янга. Сведения, которые там хранятся, навсегда изменят представления мужчины о роботах.
Бывший YouTube-эссеист Когонада снял одну из самых чувственных научно-фантастических драм последних лет. Проникая в сознание робота, режиссёр деконструирует все наши представления об андроидах: любовь, дружба, скорбь — каждое из этих чувств Янг переживает так же остро, как и простые люди. Если для многих авторов сай-фая ключевым вопросом становится диковское «Мечтают ли андроиды об электроовцах?», то для Когонады главная дилемма звучит как «Может ли человек мечтать об электроовцах так же, как и андроид?».
Молодая девушка Сара (Карен Гиллан) узнаёт, что скоро умрёт. Чтобы родственники легче перенесли утрату, она заказывает клона — свою точную копию, которую всего лишь нужно обучить элементарным поведенческим паттернам. Неожиданно Сара передумывает и пытается избавиться от двойника. Но сделать это не так уж и просто: по закону в живых должен остаться лишь один. Кто именно — решится на дуэли.
Будущий классик инди-сцены Райли Стернс, снявший трагикомедию «Искусство самообороны» о бремени токсичной маскулинности, продолжает разоблачать пороки поколения. «Двойник» — минималистичная по форме (футуристичные декорации и ослепляющий свет неона искать здесь бессмысленно), но не по содержанию фантастика. Стернса интересуют вопросы, особо актуальные в XXI веке: «Как ужиться с самим собой?», «Почему нам навязывают насилие?», «Возможно ли остаться уникальным в эпоху постмодернизма?». Отвечает он на них сдержанно, но каждый из выводов несет терапевтический эффект.
Хьюстон, 1969 год. Модуль, который должен был лететь на Луну, оказался настолько маленьким, что в него может поместиться лишь ученик начальной школы. Выбор руководства NASA падает на десятилетнего паренька Стэна. На протяжении нескольких месяцев его будут готовить к важнейшему рейсу в истории Америки — но родственники и друзья парнишки ни в коем случае не должны об этом знать.
Третий мультфильм Ричарда Линклейтера (а до этого были «Пробуждение жизни» и «Помутнение») хочется сравнить то с «Однажды в Голливуде» Тарантино, то с «Белфастом» Кеннета Браны, а то и вовсе с «Человеком на Луне» Дэмьена Шазелла. И все эти аналогии будут справедливы: «Аполлон-10½» — это ностальгическое кино о детстве, которое предлагает альтернативный взгляд на историю Америки и рассказывает о лунной миссии глазами ребёнка-мечтателя. Поэтичные сцены в космосе мастерски чередуются с нежными грёзами Линклейтера о родном Хьюстоне, а авторская выдумка до неузнаваемости смешивается с реальностью. Детство, по Линклейтеру, — один большой сон, собранный из телевизионного мусора и осколков воспоминаний. Фантастического в нём не меньше, чем в романах Жюля Верна и Герберта Уэллса.
Эвелен (Мишель Йео) погрязла в налоговых отчётах, хлопотах перед приездом родителей и обслуживании семейной прачечной. Её жизнь рвётся по швам: муж подаёт на развод, дочь уже давно не идёт на контакт, а воспоминания об ушедшей счастливой юности с каждым днём давят всё сильнее. Но однажды Эвелин узнаёт, что может путешествовать по параллельным вселенным.
Для режиссёрского дуэта Дэниелсов теория мультивселенных — лишь повод устроить на экране свой фирменный цветастый балаган. Эвелин путешествует по мирам, некоторые из которых напоминают фильмы Вонга Карвая, а некоторые — малобюджетную пародию на «Рататуя». Люди с пальцами-сосисками, говорящие еноты и Джейми Ли Кёртис в роли местного Терминатора: сложно представить, что это кино не только вышло в мировой прокат, но и стало одним из его лидеров. Если Дэниелсы решат закрепиться в жанре, у научной фантастики есть все шансы на очередной ренессанс.
Брайан (Дэвид Эрл) — житель запустелой валлийской деревушки и горе-изобретатель, чьи устройства постоянно выходят из строя. Однажды он собирает робота из стиральной машинки — причём андроид оказывается настолько умным, что учит английский язык по книгам и узнаёт о мире больше своего хозяина.
«Брайан и Чарльз» — одно из главных открытий научной фантастики 2022 года. Скромная инди-драма Джима Арчера не прыгает выше головы и не переизобретает жанр, а, наоборот, покорно рассказывает совершенно непримечательную историю маленького человека. Отношения Брайана с роботом становятся нежной метафорой отцовства. Во главе сюжета простая, но такая нужная мысль о том, как важно вовремя отключать родительскую гиперопеку.
Мир будущего. Человеческое тело эволюционировало настолько, что люди не чувствуют боль. Соул Тенсер (Вигго Мортенсен) выращивает внутри себя новые органы, а его напарница Каприс (Лея Сейду) устраивает публичное вскрытие мужчины. Зрители в восторге, но сам герой, кажется, переживает кризис телесности и, чтобы разобраться в себе, из раза в раз участвует в безумной вивисекции.
«Преступления будущего» — резюмирующий фильм мастера боди-хоррора Дэвида Кроненберга. Ни в чём себе не изменяя, канадский классик возвращается к фирменному жанру: телесные деформации — на месте, размышления о человеческой эволюции снова во главе угла, да и выводы автора всё те же. Однако спустя и 10, и 20 лет просмотр фильмов Кроненберга по-прежнему завораживает: кто, если не этот режиссёр, может настолько провокационно говорить со зрителем о телесности? Разве что его духовная наследница Жюли Дюкурно.