


Жители альпийской деревни, возглавляемые турком, поднимают восстание.
1683 год. Сбежавший из плена янычар Хасан Балабан (Джан Яман) отправляется в итальянскую деревушку Моэна. Там он оказывается в доме местной девушки Глории (Грета Ферро), которую все считают колдуньей, а потому сторонятся. Поначалу деревенские жители негативно настроены против чужеземца, однако постепенно проникаются к нему симпатией. Балабан решает помочь угнетенным крестьянам и организует сопротивление против порядков местного феодала, войском которого командует его давний враг рыцарь Марко (Уилл Кемп).
Турецкий постановщик Улуч Байрактар много лет работает на телевидении, где создаёт экшен-сериалы. Его проекты неизменно получаются зрелищными, но редко отличаются проработанными идеями. Однако «Эль Турко» явно вышел исключением. В основу сериала легла книга Орхана Ениараса «Эль Турко: Неизвестные факты об осаде Вены», которая повествует о герое Моэны, турке Хасане Балабане, который помог местным жителям поднять восстание против феодальной власти.
Благодаря режиссуре сериал далеко выходит за рамки традиционной экранной героики, приобретая черты киноромана. На экране взаимодействует множество персонажей, как исторических личностей, так и выдуманных сценаристами Керемом Дереном и Чизилом Хасаном Тенимом, что позволяет проводить аналогии не столько с другими историческими фильмами, сколько с эпической литературой XIX века. Пафос освободительной борьбы, свойственный многим произведениям позапрошлого века (вроде романов Виктора Гюго), был переработан Улучем Байрактаром и соединён с размышлениями о сложностях ассимиляции в чужой культурной среде.
Персонажи Хасан Балабан и рыцарь Марко предстают противоположными полюсами. Турок Хасан, полюбив Глорию, стремится остаться в итальянской деревушке. Марко же, пленённый в детстве турками и воспитанный в их среде, ненавидит османских захватчиков за навязанную ему другую культуру.
Известный российскому зрителю по многочисленным турдизи Джан Яман больше берёт фактурой, демонстрируя во всей красе спортивное тело и навыки владения мечом. А вот приглашённый на роль Марко англичанин Уилл Кемп (стоит оценить креатив авторов, доверивших образ бывшего янычара иностранному актёру) выстраивает сложный драматический характер. На примере его судьбы создатели сериала раскрыли трагедию многих янычар, которых правители Османской империи насильно набирали из покорённых народов.
Культурологический подтекст сериала дополняет и усиливает романтическая линия. И Хасан, и Глория предстают изгоями, ведь один из них турок, а значит, априори враг, а другую считают ведьмой. Из-за независимых взглядов Глории некоторые критики поспешили обвинить режиссёра в отступлении от исторической достоверности, однако на примере героини режиссёр изображает неизбежный крах традиционных ценностей в душе отторгнутого обществом человека. Чтобы выжить, она становится нелюдимой, циничной, во всём полагается только на себя. Девушка постепенно смягчается, только когда в ней пробуждается доверие к Хасану.
Тёмным двойником Глории оказывается рыцарь по прозвищу Белый волк, безжалостный помощник Марко. Играющий эту роль ирландский актёр Киран О`Рэйли создал гротескный образ получеловека-полуволка. Его персонаж держит в качестве питомца дикого волка, ходит в шлеме, имитирующем волчью голову, и к тому же вместо боевого клича издаёт жуткий вой. В отличие от Марко, который одержим по-человечески понятной жаждой мести, Белый волк предстаёт хищником, вроде лесного зверя, уничтожающего тех, кто слабее его.
Основная тема сериала — ассимиляция чужестранца в иной культурной среде — раскрывается постановщиком не декларативно, а драматургически, через судьбы отдельных героев. На примере кузнеца Гюнтера (Магнус Сэмюэлсон), которому когда-то османские воины отрубили руку, Улуч Байрактар показывает, как трудно перестать видеть в каждом турке врага. Только сделав над собой усилие, постаравшись разглядеть в чужестранце равного себе человека, можно избавиться от иррациональной вражды.