Далеко не все французские комедии вращаются вокруг неуклюжих недотёп, которые снова и снова попадают в нелепые ситуации. За весёлый жанр часто берутся и большие европейские авторы — Квентин Дюпьё, Франсуа Озон и Мишель Гондри. Эксцентричный режиссёр любыми средствами хочет закончить безумный фильм, монахини готовятся участвовать в велогонке, а обвинённая в убийстве продюсера актриса становится большой звездой — рассказываем о современных французских комедиях, которые нестыдно смотреть и советовать друзьям.
Франсуа Озон всю карьеру чередует серьёзные драмы и фильмы более лёгких жанров, чуть ли не каждый год радуя поклонников новыми работами. «Моё преступление» является экранизацией одноимённой бульварной пьесы Жоржа Берра и Луиса Вернея 1934 года. Действие фильма разворачивается почти 100 лет назад. Молодую и не самую удачливую актрису Мадлен Вердье (Надя Терешкевич) обвиняют в убийстве влиятельного продюсера Монферрана (Жан-Кристоф Буве). При поддержке подруги-адвоката Полин (Ребекка Мардер) артистка превращает судебный процесс в спектакль, который освещают во всех газетах. Мадлен уверяет, что продюсер распускал руки, так что абьюзера пришлось устранить в целях самообороны. Актриса становится настоящей звездой. «Моё преступление» — лёгкий и весёлый водевиль о женской дружбе и цене успеха. Правосудие выставляется не в лучшем свете, а смекалка и находчивость помогают прийти к славе.
Кантена Дюпьё тоже трудно упрекнуть в отсутствии трудолюбия. Большой выдумщик успел выпустить пять фильмов менее чем за три года. Последняя на сегодняшний день работа — «Второй акт» — открывала Каннский фестиваль этого года. Пятеро актёров (Луи Гаррель, Леа Сейду, Венсан Линдон, Рафаэль Кенар и Манюэль Гийо) собираются в расположенном почти что в чистом поле кафе «Второй акт». Обсуждают рамки современного юмора и бессмысленность ремесла. Когда актёры выходят из образа, а когда произносят заученный текст, не всегда ясно. Во «Втором акте» французский абсурдист посмеивается над отношениями артистов и режиссёра и амбициями звёзд, а также позволяет себе несколько дерзких и актуальных шуток, в том числе на тему культуры отмены. Как это часто бывает в случае фильмов Дюпьё, зрелище необязательное, но увлекательное.
На счету Луи Гарреля в качестве режиссёра уже четыре работы. С каждым новым фильмом, что вполне логично, французская звезда растёт как постановщик. «По правилам и без», пожалуй, пока является лучшей картиной в карьере Гарреля-режиссёра. Экскурсовод лионского океанариума Абель (Гаррель) тяжело переживает смерть супруги и приглядывается к новому мужу мамы Сильви (Анук Гринбер). Избранник Мишель (Рошди Зем) не так давно вышел из тюрьмы. Теперь пара открывает цветочный магазин, но Абель уверен, что мамин муж так и не завязал с грязными делишками. В первую очередь «По правилам и без» — энергичная криминальная комедия, ведь Мишель и правда идёт на ограбление, последнее и прибыльное. Но также это боевик с погонями и перестрелками и ромком — Абель всё-таки обращает внимание на одинокую коллегу Клеманс (Ноэми Мерлан). Фильм Гарреля несколько раз удивляет неожиданными сюжетными поворотами, а чудаковатые персонажи часто ошибаются, но всё равно вызывают симпатию.
В 2011 году дуэт режиссёров Оливье Накаш и Эрик Толедано снял мировой хит «1+1». С тех пор от постановщиков ждут столь же успешную комедию, но авторы идут своим путём, часто обращая зрительское внимание на социальные проблемы. Погрязшие в долгах из-за многочисленных необдуманных покупок Альбер (Пио Мармай) и Брюно (Джонатан Коэн) втираются в доверие к экоактивистам. Альбер к тому же влюбляется в активистку по прозвищу Кактус (Ноэми Мерлан). Парочка новеньких тихонько продает ненужные вещи, которые приносят защитникам окружающей среды. Авторы не пытаются объяснить причины поведения шопоголиков. Накаша и Толедано больше волнует мужская дружба, которая проходит проверку долгами и любовью. Тонкой красной нитью по сюжету проходит тема глобального потепления, о которой не устают говорить экоактивисты. Правда, не до конца понятно, как постановщики относятся к Кактус и другим защитникам земли. Точно не без иронии.
«Сестра, действуй!» может стать приятной неожиданностью. Фильм довольно тихо прошёл не только в российском прокате, но и на родине. Режиссёр Лоран Тирар известен по комедиям «Холостяк на свадьбе», «Любовь не по размеру» и «Сердцеед». А за сценарий отвечали авторы «Румбы» и «Чудес в Париже» Фиона Гордон и Доминик Абель. Четырём немолодым монашкам и одной юной послушнице необходимо победить в велогонке с денежным призом 25 тысяч евро. Цель благая — отремонтировать ближайший дом престарелых. Вот только сёстры паршиво крутят педали, а дамы из другого монастыря готовы навязать жёсткую конкуренцию. Комедия работает на понятном, но забавнейшем контрасте — спортивного состязания и далёких от соревнований участниц. «Сестра, действуй!» потешно издевается над однообразным жанром спортивной драмы и удачно высмеивает все штампы.
Мишель Гондри не снимал полнометражного кино восемь лет. Для автора «Книга решений» является во многом автобиографической картиной. Удивительно, как постановщик не боится не только признавать творческий кризис, но и иронизировать над собой. Молодой режиссер Марк Беккер (Пьер Нинэ) снимает сложный авторский фильм, который не принимают продюсеры. Постановщик крадёт все материалы и вместе со съёмочной группой поселяется в Окситании в доме у тёти Дениз (Франсуаза Лебрун), что завершить magnum opus. Но Марка разрывают на части новые идеи, закончить кино будет непросто. Гондри показывает, как производство фильма превращается в весёлый хаос. Изнутри работа над картиной выглядит как сущий ад. Гондри устраивает для эксцентричного Марка череду запоминающихся приключений. Излишняя креативность и неспособность завершить хотя бы одно дело становятся отличной почвой для забавных баек, которые хочется пересказывать знакомым.
Реми Безансон снимает ремейк аргентинского фильма Гастона Дюпра «Шедевр». Галерист Артур (Венсан Макен) и пожилой художник Ренцо (Були Ланнерс) договариваются о прибыльной афере. Парочка инсценирует смерть недооценённого при жизни живописца, после чего цены на картины творца взлетают до небес. Но, разумеется, всё тайное становится явным. Авантюрная комедия посмеивается над элитарным миром современного искусства. До сих пор обыватели не всегда могут отличить шедевр от рисунка ребёнка, а со стороны правила закрытого элитарного сообщества выглядят как минимум странно. У Безансона получается пошутить и над высоколобыми галеристами, и над ничего не смыслящими в искусстве. Главное, что без злобы.