
Рассказываем, как создатели справляются с экранизацией одной из самых скандальных видеоигр в истории.
В финале первого сезона Джоэл (Педро Паскаль) и Элли (Белла Рэмси) добрались до больницы «Цикад» в Солт-Лейк-Сити. Там хирурги планировали извлечь мозг Элли с кордицепсом — источник ее иммунитета, вырабатывавший особое вещество, которое блокировало заражение при укусе. Операция неизбежно привела бы к смерти, поэтому Джоэл «спас» девочку, уничтожив всех, кто был против, а на обратном пути соврал, что «Цикады» просто нашли других подопытных.
Пять лет спустя Элли и Джоэл живут в безопасном поселении Джексон, но их отношения дали трещину. Элли отдалилась от своего «приемного отца» — избегает общения и злится, что он продолжает обращаться с ней как с ребенком. Джоэл ищет ответы на встречах с психотерапевткой и считает, что не заслуживает такого отношения. Тем временем к Джексону приближается уцелевшая группа «Цикад»: выжившие после нападения в больнице поклялись медленно и мучительно убить Джоэла.
Создатели изменили нарративную структуру видеоигры
Второй сезон начинается с грустной параллели: пока Джоэл на фоне Джексона клянется Элли, что «Цикады» отказались от помощи девочки с иммунитетом, где-то в Солт-Лейк-Сити выжившие повстанцы хоронят погибших друзей и соратников. Идея того, что у каждой истории есть другая сторона, была центральной в The Last of Us Part II, но раскрывали ее разработчики намного более интересным и радикальным способом. Смена перспективы происходила, когда игрок уже ненавидел «новых персонажей»: лишь погружаясь в предысторию и знакомясь с мотивацией, можно было поймать себя на мысли, что ярость и осуждение постепенно уступают место пониманию.
Экранизация отказывается от эмоциональных качелей: зрителю в общих чертах и без упоминания личной трагедии Эбби (Кейтлин Дивер), но все же доходчиво сообщают, что у группы «Цикад» есть все основания найти и убить Джоэла. Это довольно безопасное решение, которое мягко подводит зрителей к неизбежному столкновению.
Пока рано делать выводы, но начинает казаться, что создатели откажутся от сюжетной структуры первоисточника и сразу введут Эбби как вторую основную героиню истории. Возможно, ее приключения в Сиэтле будут показаны параллельно истории Элли, а не отложены на третий сезон, как многие изначально думали.
Третьестепенному герою поменяли биографию — кажется, зря!
В первом сезоне Джоэл справлялся с паническими атаками, во втором — пошел на терапию. Важное решение, правдоподобность которого лучше оставить экспертам по выживанию в постапокалипсисе. Вместо этого сосредоточим внимание на фигуре психотерапевтки — Гейл (Кэтрин О'Хара), которая не выдерживает напряжения и признается, что ненавидит Джоэла. Оказывается, у героя «не было выбора» и он вынужденно убил супруга Гейл, Юджина.
Раз Джоэла не выгнали из поселения, можно предположить, что Юджин был заражен. Ну или можно удариться в конспирологию и представить, что герой узнал секрет Элли, а Джоэл изящно избавился от проблемы. Правду мы рано или поздно узнаем, потому что героя в исполнении Джо Пантольяно можно было заметить в одном из кадров трейлера второго сезона.
Так или иначе, ничего этого не было в первоисточнике. Видеоигровой Юджин — старик-одиночка, который был другом Дины (Изабела Мерсед) и вдали от поселения выращивал коноплю. В его убежище Элли и Дина попадают во время патрульного осмотра и тепло вспоминают мужчину, умершего от инфаркта в возрасте 73 лет. Особый акцент героини делают на то, что даже в нынешних постапокалиптических условиях можно дожить до старости и умереть от естественных причин. Прямо как раньше. Не очень понятно, зачем в экранизации изменили эту, казалось бы, незначительную, но важную деталь. Видимо, в сериале умереть можно только мучительно и несправедливо.
Сериал дотошно переносит на экран отдельные сцены и даже логику видеоигры
Несмотря на сюжетные корректировки, зрителей вновь ждет практически покадровое воссоздание оригинала. Можно только представить, каких трудов и бюджетов стоило возведение Джексона с домом Джоэла, гаражом Элли и концертным залом жителей, где под светом гирлянд станцевали Элли и Дина.
Конечно, приятно узнавать локации видеоигры, но в то же время невольно задумываешься, почему создатели испытывают такой пиетет перед оригиналом. Обязательно ли было точь-в-точь воссоздавать вывеску супермаркета или рабочее пространство Элли? Ведь в таком случае для игроков экранизация превращается в музейную экспозицию, где точность реконструкции становится важнее нового прочтения.
Нововведения есть, но их мало. Например, сцена с диалогом Дины и Джоэла, которая глубже раскрывает героиню. Она предстает не просто как «сайд-кик» Элли, а как самостоятельный персонаж и жительница Джексона. В нескольких репликах просачивается ее характер и ироничный взгляд на мир — в игре она раскрывалась постепенно. Диалог напоминает, что адаптация может не только копировать, но и аккуратно дополнять оригинал, давая второстепенным персонажам больше воздуха и экранного времени.
Из приятных неожиданностей — попытка передать геймлейную механику видеоигры и стелс. В одной из сцен Элли кидает пустую бутылку, чтобы отвлечь зараженного. Кстати, впервые в сериале появился Сталкер — вид разумного зараженного, который повторяет поведение людей: прячется, обходит со стороны и неожиданно нападает. В игре он пару раз встречался в первой части, но частым врагом стал чуть позже — во время вылазки в Сиэттл.
Еще один подарок для игроков — новое камео Густаво Сантаолалья. В игре композитора можно было встретить на улицах Джексона, в сериале — заметить в массовке на сцене вечерних гуляний.