Научная фантастика обещает стать одним из главных жанров этого десятилетия: речь идет не только о крупнобюджетных экранизациях «Дюны» и «Основания», но и об огромном количестве грядущих проектов. Интересно, что в жанре в последние годы активно работают и наши кинематографисты.
Выбрали 7 отечественных фильмов и сериалов в жанре научной фантастики последних лет, к которым стоит присмотреться.
«Обратная сторона Луны» — это практически образцовая отечественная адаптация британского телехита «Жизнь на Марсе»: в оригинале детектив странным образом переместился из 2006 года в 1973-й и начал расследовать дело маньяка, подозрительно похожее на то, которым он занимается в современности. Интригующая завязка отлично подстроилась под наши реалии: российский полицейский попадает в СССР и начинает работать… милиционером. И без того броский фантастический концепт усиливает полностью оригинальный второй сезон «Обратной стороны Луны»: там герой попадает в альтернативный 2011 год — СССР не распался, холодная война и космическая гонка в самом разгаре. Как и любая отличная научная фантастика, такое зрелище заставляет зрителя с испугом задуматься: а что если бы это было правдой?
Будет честно назвать «Спутник» Егора Абраменко важнейшим научно-фантастическим блокбастером, выпущенным в России за последние пару лет. Фильм, который многие отечественные зрители надменно назвали непрошеным ответом «Чужому», триумфально прошелся по миру: вышел в США с отличной прессой и даже оказался в соцсетях Хидео Кодзимы. Впрочем, куда важнее зарубежного успеха то, что картина сделала для отечественного кинематографа: как минимум радикальным образом осмыслила предперестроечные настроения и космическую гонку второй половины XX века. Хоррор расскажет историю советских космонавтов: один из них погиб, второй подцепил пассажира — загадочную форму жизни. Новый друг-симбиот выходит по ночам и намеревается сбежать от исследующих его ученых.
Молодой архитектор попадает в ДТП и просыпается в загадочном мире, который отчасти напоминает реальность, скрещенную с воспоминаниями и воображением. Герой ничего не знает о себе, а встреченные выжившие сообщают, что ему придется спасти всех: необходимо построить обособленный от этого мира остров, на который не смогут пробраться монстры. Пускай «Кома» в итоге сводится к набору жанровых клише об избраннике, спасительной любви и обидном предательстве, блокбастер все равно умудряется удивить изобретательностью и масштабностью созданного мира. Как минимум ради этого визуального размаха и стоит смотреть фильм.
Изначально «Аванпост» был задуман как амбициозный сериал со смелой постапокалиптической завязкой: почти весь мир погружен во тьму — электричество и связь есть только у Москвы и нескольких прибалтийских стран, которые были названы кругом жизни. В какой-то момент история о функционировании аванпоста, расположенного на новой границе и готовящегося отразить атаку неизвестного агрессора, была сокращена до хронометража полнометражного фильма, который, увы, не впечатлил зрителя. Другое дело — вышедший через год сериал из шести эпизодов: он не только внес ясность в состоящий из огромного количества флешбэков сюжет, но и полностью раскрыл антивоенный замысел истории.
Учитывая практически культовый статус военной драмы «Мы из будущего», было глупо думать, что рано или поздно отечественные кинематографисты не повторят попаданческую завязку фильма. «Рубеж» вышел на большие экраны, когда только формулировалось желание государства штамповать однообразные патриотические блокбастеры. Наверное, как раз поэтому фильм и получился таким: да, (пере)воспитательным и назидательным, но хотя бы смелым и выбивающимся из ряда последующих за ним военных драм. По сюжету циничный бизнесмен оказывается в прошлом — в разгар военной операции «Искра», которая прорвала блокаду Ленинграда. Он не участвует в сражении сам, но со стороны видит, через что пришлось пройти советским солдатам, чтобы добиться победы.
Еще один отечественный фильм, который использует концепт с перемещением во времени, — антиромком «Пара из будущего». В 2040 году прожившие два десятилетия вместе супруги Женя и Александра попросту не могут развестись из-за завышенной стоимости процедуры, зато по случайности отправляются в прошлое, в день, когда герой делает предложение возлюбленной. Увы, никакие попытки испортить союз не работают — более того, повзрослевшие герои настолько впечатлены искренностью самих себя 20-летней давности, что снова влюбляются. «Пара из будущего» сводится к размышлениям о важности брака и настоящей любви, но даже с таким консервативным посылом остается чуть ли не лучшим отечественным ромкомом последних лет — уморительным, честным и трогательным.
Всегда по-особенному смотрятся фильмы и сериалы, создатели которых очень приземленно используют научно-фантастические элементы в сюжете: не создают масштабные миры, а разбавляют знакомую реальность маленьким футуристическим концептом. Например, существованием робота-гуманоида, который пытается ассимилироваться в обществе людей, понять их повадки и странные, на первый взгляд нелогичные традиции. На этом контрасте сухой логики и иррациональных обычаев и построена комедия «Проект “Анна Николаевна”», в которой провинциальный отдел полиции пытается ужиться с новейшей разработкой отечественных ученых. Получается не всегда удачно, но чаще всего смешно, а главное — на удивление злободневно. Даже с продвинутым робокопом герои все равно находятся в опасной провинции.