В кинематографе существует целая категория фильмов, получивших так называемую дурную славу, — на показах этих картин зрители и критики по всему миру буквально толпами покидали залы кинотеатров, проклиная режиссеров и всю съемочную команду.
Как ни странно, подобный «черный» пиар иногда играет на руку создателям — фильму удается не только собрать внушительную кассу, но и оставить свой след в истории. Собрали для вас семь таких скандальных лент.
Премьера французско-бельгийского фильма ужасов состоялась в рамках «Недели критики» Каннского кинофестиваля 2016 года. Это история о юной вегетарианке по имени Жюстин, которая начинает испытывать необъяснимую тягу к сырому мясу после участия в пугающем ритуале для студентов-первокурсников. Как ни странно, показ на Лазурном берегу прошел относительно спокойно, а вот на международном фестивале в Торонто не обошлось без жертв. Известно, что во время сеанса парамедикам пришлось оказывать помощь как минимум двум зрителям, потерявшим сознание. В ходе одного из интервью режиссер картины Джулия Дюкорно призналась, что ее подруга также лишилась чувств.
«Я извинилась перед ней после произошедшего. Я вовсе не рада тому, что люди падают в обмороки на показах. Для меня это никакой не комплимент. Я чувствую себя ужасно виноватой», — добавила кинематографист.
Зрелищная биографическая картина американского режиссера Роберта Земекиса повествует о французском акробате Филиппе Пети, который в 1974 году прошел по тонкому канату, протянутому между башнями-близнецами в Нью-Йорке. Изначально Земекис был настроен на то, чтобы как можно глубже погрузить зрителя в атмосферу своего нового фильма, и, кажется, слегка переусердствовал. Сцена с прогулкой по тонкому канату была снята настолько реалистично, что вызвала сильнейшее головокружение и тошноту у многих зрителей. В конце концов прокатчики начали просить людей не обедать непосредственно перед просмотром «Прогулки», однако и это не помогло. Особенно тяжело пришлось тем, кто рискнул посмотреть картину в формате 3D, — большая часть из них так и не смогли досидеть до финала.
Медитативная драма каннского лауреата Терренса Малика в очередной раз доказала, что напускная претенциозность способна напугать зрителя не хуже, чем сцены изнасилования или жестокое кровопролитие. Возможно, главная проблема «Древа жизни» заключалась в том, что его не совсем правильно пиарили. Не знакомые с творчеством режиссера люди покупали билет в кино, надеясь увидеть очередной фильм с участием Брэда Питта, а в итоге получали молчаливый артхаус о сотворении вселенной. Люди толпами покидали показы «Древа жизни», многие даже требовали от кассиров возврата денег за билет. Стоит отметить, что, согласно политике сети AMC Theatres, которая занималась показами картины Малика, возмещение потраченной суммы возможно, если зритель отсидел на показе менее тридцати минут. В обратном случае в возврате отказывают.
Британский режиссер Дэнни Бойл никогда не отказывал себе в искушении проверить зрителя на прочность. Однако момент с младенцем на потолке в «Игле» не идет ни в какое сравнение с шокирующей сценой в драме «127 часов» — в ней герой Джеймса Франко отрезает себе руку перочинным ножом. Напомним, что в основу фильма легла реальная история американского альпиниста Арона Ральстона, который был вынужден самостоятельно ампутировать себе предплечье правой руки во время штурма одного из склонов в штате Юта. Бойл заставил людей наблюдать за мучительной процедурой, усиливая ее воздействие различными звуковыми эффектами. Известно, что первый публичный показ в Торонто вызвал несколько обмороков и даже один припадок, зрители в ужасе покидали зал кинотеатра. Впрочем, даже эта негативная аура не помешала картине получить несколько номинаций на премию «Оскар».
Фильмы датского режиссера Ларса фон Триера уже много лет пугают людей по всему миру, вызывая самые неоднозначные реакции. Однако его последний шедевр — «Дом, который построил Джек» — удивил даже тех, кто был хорошо знаком с творчеством кинематографиста. Премьера картины, которая прошла в рамках Каннского кинофестиваля, вызвала небывалую волну негодования со стороны зрителей и критиков. Виной всему ее излишняя натуралистичность. Триер без всяких прикрас показал жестокое убийство ребенка, а также последующий процесс превращения его в чучело. Кроме того, в одном из эпизодов маньяк отрезает своей жертве грудь. Все это выглядело как одна большая провокация. Впрочем, стоит отдать должное критикам, которые поставили свои этические и моральные принципы выше творческих изысканий режиссера. Массовый зритель также не смог понять и принять «Джека» — в лучшем случае люди просто закрывали глаза от отвращения, в худшем — уходили из зала, громко хлопнув дверью.
Для своего времени эта картина была по-настоящему шокирующей — сразу же после премьеры ее запретили к показу не только в стране, но и во всем мире. Главная ошибка режиссера Тода Браунинга заключалась в том, что он решил взять на главные роли реальных артистов цирка, не являющихся профессиональными актерами. Фильм, который многими был воспринят как настоящий хоррор, на деле являлся историей о жизни участников представлений за кулисами. К сожалению, публика тех времен оказалась не готова к виду реальных физических деформаций — «Уродцы» подверглись критике и последующей жесткой цензуре. Одна из женщин, присутствовавших на премьерном показе, даже пыталась подать в суд на студию, утверждая, что во время просмотра у нее произошел выкидыш. Как ни странно, со временем детище Браунинга не только приняли, но и отправили в разряд культовых фильмов.
Лента скандального французского режиссера Гаспара Ноэ стала настоящей лакмусовой бумажкой для всех любителей экстремального кино. «Необратимость» широко известна девятиминутной сценой изнасилования героини Моники Белуччи, а также кровопролитной дракой в финале с участием Венсана Касселя и огнетушителя. Однако отнюдь не жестокость фильма заставила людей массово покидать зрительские места в кинотеатрах. Как выяснилось, при работе над лентой режиссер использовал инфразвук, особую частоту басов в 27 герц, ее невозможно услышать, но можно почувствовать. Эти вибрации создают внутреннее ощущение необъяснимой паники, которая обычно бывает у людей, переживающих стихийные бедствия. Так, на показах «Сандэнса» и Каннского кинофестиваля примерно четверть зрителей так и не досмотрела «Необратимость» до конца.