Собрали для вас запутанные картины, в которых сложно разобраться даже насмотренному зрителю, и постарались заняться неблагодарным делом — объяснить, что имел в виду автор.
Продюсер пьес Кейден (Филип Сеймур Хоффман), страдающий от творческого застоя, решается сделать постановку мечты — такую, где будет зафиксирована жизнь в бесконечной сложности. Выстроенную декорацию он заселяет актерами, которые играют его самого и его знакомых. Вскоре актёр, играющий Кейдена, нанимает актёра, который будет играть актёра, играющего Кейдена. Пьеса становится слегка запутанной.
Чарли Кауфман — мастер витиеватых сценариев, в которых даже подготовленный зритель может легко потеряться. Что «Быть Джоном Малковичем», что «Вечное сияние чистого разума», что «Адаптация» многих заставляли задаваться вопросами в духе «А какого чёрта тут вообще происходит?». Неудивительно, что в дебютной режиссёрской работе Кауфман пошёл ещё дальше: снял кино в кино в кино в кино (и так почти до бесконечности), где грани реальности и вымысла размыты настолько, насколько это вообще возможно. Единственный способ раскусить этот фильм — принять, что разницы между настоящим и выдуманным просто нет. Всё здесь одна большая история о человеке, пытающемся прожить идеальную жизнь и создать совершенное произведение искусства.
Молодая девушка без имени и прошлого (Скарлетт Йоханссон) колесит на автомобиле между Глазго и Эдинбургом. Она подбирает автостопщиков-мужчин и убивает их. Дело в том, что девушка — кровожадная инопланетянка.
«Побудь в моей шкуре» — чуть ли не самый известный пример недооценённой классики, разделившей зрителей и критиков на противоборствующие лагеря. Люди жаловались, что фильм слишком медленный, непонятный, сюрреалистичный, что он, в общем, «ни о чём». Это не совсем так. Да, режиссёр Джонатан Глейзер рассказывает историю через абстракции и ретардации, но сюжет тут вполне конкретный. «Побудь в моей шкуре» повествует о пришелице, которая встречает невинного человека и начинает сомневаться в собственной роли на этой планете. Вторую половину картины и вовсе можно представить как метафору самоосознания женщины, изучающей жестокий и несправедливый человеческий мир.
Джулиан (Райан Гослинг) смог избежать правосудия в США и уехать в Бангкок, где теперь руководит клубом тайского бокса и продаёт наркотики. После того как его брата Билли (Том Бёрк) убивают, из Америки к герою приезжает мать (Кристин Скотт Томас). Она требует, чтобы Джулиан нашёл виновных и отомстил.
После «Драйва» от тандема режиссёра Николаса Виндинга Рефна и актёра Райана Гослинга ждали ещё одну современную жанровую классику. Но «Только Бог простит» пошел совсем другим путём сновидческого триллера, где абсолютно бесхарактерный герой, как эдакий современный ронин, рассекает по Бангкоку. Почему Джулиан делает то, что делает, кто все эти люди и что за странный полумифический полицейский поёт в караоке, Рефн ответов не даёт. Приходится догадываться, выискивать улики и цепляться за мелкие детали. Это кино-наваждение, кино-сон, в котором часто непонятно, то ли действие происходит в реальности, то ли в фантазиях Джулиана. Но если убрать все мистические элементы, то история очень проста: герой мстит людям, которым не стоило мстить, и проигрывает по всем фронтам.
Амбициозный блокбастер сестёр Вачовски и Тома Тыквера мечется между шестью историями. В одной нотариус из середины XIX века путешествует на корабле из Африки в Америку. В другой композитор-гей пытается найти себя в гомофобном обществе 30-х. Молодая журналистка из 70-х расследует дело о безопасности ядерных реакторов. Пожилой издатель из 2010-х попадает в дом престарелых против своего желания. Девушка-клон из XXII века участвует в революции «фабрикантов» против опрессии людей. В постапокалиптическом мире XXIV века парочка героев пытается отправить послание к земным колониям, чтобы те спасли оставшихся на планете людей.
У каждой истории тут свой жанр и стилистика, а связаны они вроде бы незначительными деталями: один герой читает дневник другого, третий слушает произведения, написанные первым, и так далее. Некоторых зрителей как раз отпугнула странная структура — как только втягиваешься в один сюжет, фильм переключается на другой. Но именно такая форма делает картину и оригинальный роман такими уникальными. Это не драма о композиторе, не постапокалиптический триллер и не сай-фай-боевик. Это история об историях, большое напоминание о том, что реальность и искусство тесно связаны и постоянно вторят друг другу.
Два приятеля по имени Джерри (Мэтт Деймон и Кейси Аффлек) оказываются в безлюдной пустыне в поисках загадочной «штуки». В этом весь сюжет картины Гаса Ван Сента, которая в 2002 году провалилась в прокате и получила нелестные отзывы зрителей. На экране вроде бы и правда ничего интересного не происходит: герои спорят непонятно из-за чего и общаются абстракциями. Но в этом и суть картины. Ван Сент создал фильм, в котором и конфликт, и персонажи, и пространство вокруг представляют собой пустой белый лист. Зритель волен сам додумать, что ищут два Джерри, о чём говорят и почему оказались в пустыне. Это такой фильм-трафарет, драматургия без деталей — что по-своему очень любопытно.
Актриса Никки Грейс (Лора Дерн) подписывается на роль в новом фильме. Готовясь к съёмкам, она перестаёт различать искусство и реальность. Вымышленная героиня постепенно становится реальнее самой Никки.
Дэвид Линч путал зрителей задолго до того, как это стало мейнстримом. «Голова-ластик», «Малхолланд драйв» и «Шоссе в никуда» всегда находят место в списках самых запутанных и странных фильмов Голливуда. Но мы решили остановиться на «Внутренней империи», на данный момент последней и самой дикой работе Линча. Ночной кошмар любителей традиционного понятного кино: фильм специально снят на дешёвую цифровую камеру, бросается на зрителя пугающими образами и может посреди сюжета вдруг остановиться и начать показывать жуткий ситком о семье кроликов. Как его смотреть? Тут только один рецепт: расслабиться и не пытаться расшифровать хоть что-либо. Объяснять свои фильмы не умеет даже сам Линч. Говорит, всё, что я хотел сказать, уже есть на экране.
Старшеклассник Донни Дарко (Джейк Джилленхол) просыпается ночью и, следуя зову странного человека в костюме кролика, выходит из дома. Тот сообщает парню, что через 28 дней 6 часов 42 минуты и 12 секунд наступит конец света. Донни засыпает на поле для гольфа, а наутро обнаруживает, что на его дом упал двигатель самолёта — причём врезался точно в комнату героя. С этого дня парень обнаруживает в себе способность предвидеть будущее.
Режиссёр Ричард Келли снял «Донни Дарко» всего в 26 лет — и навсегда вошёл в историю как автор одного из лучших фантастических триллеров XXI века. Разобраться в картине непросто: тут и концепты параллельных вселенных, и галлюцинации героя, и временные петли. Сильно облегчает задачу, как ни странно, режиссёрская версия (при том что для проката фильм сократили из-за сложности): в ней появляются вырезки из книги «Философия путешествий во времени» Роберты Сперроу, объясняющие происходящее. Если вкратце: после катастрофы герой попадает в параллельный «касательный мир» и становится человеком, который может «отмотать» время назад, чтобы изменить будущее. Парень в костюме кролика — человек, погибший в этом «касательном мире» и пытающийся убедить Донни пожертвовать собой, чтобы закрыть пространственно-временную петлю и вернуть всё в норму.