Экстравагантному комику, исполнившему роль казахского журналиста Бората, исполняется 50 лет. Чтобы объяснить, в чём кроется его панковский юмор, мы решили вспомнить самые безумные и оскорбительные перформансы артиста: от ксенофобских песен до разговора с О Джей Симпсоном об убийстве жены.
Всё, что Саша Барон-Коэн покажет в полнометражных спин-оффах о своих любимых персонажах («Бруно», «Борат»), он уже давно сделал в «Али Джи Шоу». На протяжении нескольких эпизодов комик непрерывно эпатировал публику: то размышлял о романтических отношениях зверей и людей на круглом столе о защите прав животных, то использовал интервью с Трампом для питчинга идеи о специальных перчатках для мороженого (будущий президент Америки подыграл комику, но через минуту покинул кадр). В фильм о приключениях казахского журналиста Барон-Коэн перенесет уроки этикета (о них мы расскажем позже), а в «Бруно» продолжит брать нелепые интервью с селебрити на модных показах. Ничего удивительно в повторении нет: полные метры для артиста, в общем-то, равнозначны продолжению собственного шоу — только на больших экранах.
Самая, пожалуй, безбашенная выходка Барона-Коэна произошла как раз с персонажем Бората. На сцену тусонского бара выходит знакомый усач, которого ведущая объявляет как Borat and His Cowboy Astana Band (ни ковбоев, ни группы особо не наблюдается, разве что один гитарист сидит в углу). Сначала песня новоиспечённого музыканта звучит даже мило: под старомодную кантри-мелодию со сцены доносятся строчки о том, что страна, откуда приехал герой, настолько большая, что на местном транспорте по ней передвигаться крайне затруднительно. Толпа подхватывает, из зала раздаются радостные возгласы, и люди, кажется, окончательно теряют бдительность.
А вот во время второго куплета Борат находит новую проблему своей страны: евреев, не возвращающих деньги. Под еще более счастливые завывания казах несколько раз повторяет: Throw the jew down the well («Бросьте еврея в колодец»), и тогда, дескать, страна будет жить спокойно. Исключительность этого персонажа, понятное дело, заключается в том, что он разоблачает антисемитизм и нетерпимость американцев. Однако такую реакцию людей едва ли мог предсказать даже сам Барон-Коэн: песня произвела в местном баре настоящий фурор, а люди подпевали за заводным казахом каждую ксенофобскую строчку.
Один из самых долгих юмористических разгонов Саши Барона-Коэна заканчивается, пожалуй, мощнейшим его панчлайном. Комик в образе Эррана Морада, бывшего агента Моссада, вербует американцев для убийства либералов. Сначала он проводит долгий отбор, в ходе которого надо изнасиловать куклу Трампа (все бойцы показывают, кхм, внушительные результаты), а потом даёт одному из них возможность проявить себя: вместе они, переодетые в вычурную одежду, пойдут на женский марш. Мужчина, ставший мишенью Барона-Коэна, делает все по инструкции: пытается усыпить бдительность либералов разговорами о сериале «Девочки» (по убеждению Эррана Морада, леваки от него без ума) и прикрепляет к ним специальный трансмиттер, отслеживающий движения.
Правда, потом комик открывает ему страшную тайну: вместе с жучком бедолага прикрепил к своим жертвам и бомбы. А чтобы доказать, что он настоящий борец с толерантностью, консерватор и трампист должен нажать на кнопку и убить нескольких людей. Мужчина, который проделал гигантский путь с Бароном-Коэном, сначала мнётся, но потом берет себя в руки и жмякает на экран: «Раньше я никогда не участвовал в чьей-то смерти. Меня сейчас стошнит», — скажет новоиспеченный киллер. Смеяться над нелепым консерватором, готовым уничтожить либералов с помощью трансмиттеров, поначалу неловко, но чем абсурднее условия, которые создает любимый комик, тем уморительнее с каждой секундой весь этот конспирологический бред.
Барон-Коэн вышел на сцену получать приз от одной из актрис, снимавшейся в фильмах Чарли Чаплина. Грейс Коллингтон, прикованная к инвалидной коляске, даже дала британскому комику трость со съёмок. Лауреат, конечно, сразу начал дурачиться: несколько секунд под бурный шквал аплодисментов пародировал движения маленького бродяги… А потом решил опереться на палку. Та разломилась под его весом: падающий Барон-Коэн полетел прямо на коляску со старушкой, спихнул её вниз, осознав весь ужас, побежал реанимировать случайную жертву. Зал в основном был готов к такому исходу, поэтому вокруг комика сразу прокатился опасливый, но смех. Когда артист понял, что старушку не спасти, он побежал на сцену и произнёс пламенную речь: «Грейс Коллингтон — главный долгожитель… Простите, точнее, была главным долгожителем среди всех актёров, работавших с Чаплином». Но не переживайте — вместо бабушки на сцену выкатили профессионального каскадёра, а сама Коллингтон позже выехала из-за кулис.
Австрийский гей-шоумен Бруно решает стать звездой и ищет хайповую тему. Недолго подумав, он решает примирить Палестину и Израиль. «Что вы имеете против ХАМАСа? Разве наш враг не пита?» — спрашивает он у бывшего агента Моссада Йосси Алфера. Пока гость отчаянно пытается объяснить Бруно, что ХАМАС («Исламское движение сопротивления» в секторе Газа) и хумус – это разные вещи, тот готовится нанести новый удар. Он требует от палестинцев отдать египетские пирамиды Израилю, а потом и вовсе поёт песню, которая, по его мнению, способна наладить контакт двух враждующих сторон: с помощью чудаковатой хореографии он заставляет героев интервью пожать друг другу руки и продолжает танцевать во время неловкой паузы. Мир, как можно понять, достигнут не был, но зато зритель чуть не умер от испанского стыда.
Редкий случай, когда гость Барона-Коэна умудряется не ударить в грязь лицом и держаться, пожалуй, даже лучше интервьюера. Персонаж Али Джи задаёт космонавту Баззу Олдрину один дурацкий вопрос за другим: «Вы когда-нибудь завидовали Луи Армстронгу?», «Когда вы прилетели на Луну, местные вас боялись?», «Не расстраиваетесь, что Майкл Джексон запатентовал лунную походку, хотя вы сделали её раньше?». Несмотря на свой преклонный возраст, интервьюируемый не просто умудряется отвечать достойно, но ещё и пытается докрутить анекдот глупого репортера (его герой прилетает снять номер на Луне, но The Moon is full — то есть полная). Тот, правда, не понимает юмора космонавта и уже сам становится объектом насмешки (у Барона-Коэна смех над собой — вообще важная часть комедии). Думается, это должно стать важным уроком: великие люди даже в самых неловких ситуациях способны выкрутить всё в свою пользу.
Итальянский плейбой и фотограф моды Джио Мональдо — не самый популярный персонаж Барона-Коэна, но с ним у комика есть как минимум один великий скетч. Каким-то чудом артист смог остаться один на один с О Джей Симпсоном — знаменитым спортсменом, обвинённым в убийстве жены. Когда к Джио заходит его девушка, она переспрашивает на итальянском, кто сидит с ним. Мональдо рубит с плеча и с вымученным акцентом сравнивает интервьюируемого с Баффало Биллом, но женщина всё ещё не узнаёт гостя. Тогда он в присутствии Симпсона режет спутницу воображаемым ножом, и недопонимание стремительно исчезает. Следом идёт парад откровенно дурацких, но, что поделать, смешно разыгранных шуток, из которых О Джей никак не сможет выйти сухим. Самое, впрочем, удивительное в этой ситуации — способность Барона-Коэна настолько вживаться в образ, что легко поверить в существование сумасброда Джио Мональдо, осмелившегося говорить об убийстве с одной из самых спорных личностей современной Америки.
Уроки этикета — фишка Бората ещё со времён «Али Джи Шоу». Казахский журналист вообще очень здорово демонстрирует разницу менталитетов в, казалось бы, век глобализма. Взяв пару занятий, герой отправляется на званый ужин и сразу же сталкивается с проблемой: ему срочно нужно в туалет. Хозяева объясняют, как правильно выйти из-за стола и культурно заявить о своём стремлении посетить уборную, вот только они совсем не учли, что через несколько минут Борат придёт к ним с пакетом, наполненным дерьмом. Эти 30 секунд, поверьте, будут настолько неловкими, что вам захочется провалиться сквозь землю — а если хотите продлить себе (не)удовольствие, смело включайте сегменты с казахским журналистом из «Али Джи Шоу» и продолжайте следить за тем, как гость из Средней Азии отчаянно пытается встроиться в американское общество (спойлер: встраивается он в него из раза в раз неудачно).