Пятнадцать лет назад состоялась премьера «500 дней лета». Картину Марка Уэбба называют антиромкомом и культовым фильмом нулевых, который изменил правила жанра. История Тома и Саммер начинается как стандартный рассказ о любви, но оборачивается реалистичной зарисовкой отношений, которые не завершились хеппи-эндом. Вспоминаем знаковую ленту и рассказываем, чему может научить опыт героев.
Идея о «том самом/той самой» нереалистична
С первых минут знакомства с Саммер Том убежден, что нашел девушку мечты, ту самую, кого искал всю жизнь. Герой возводит подругу на пьедестал и изначально замечает в спутнице лишь плюсы. Мужчина раз за разом убеждает самого себя, что коллега с голубыми глазами была создана, чтобы осчастливить его. Романтизация ни к чему хорошему не приводит. Во-первых, Том проецирует на Саммер свою фантазию, а не видит в ней живого человека со своими чувствами и переживаниями. Во-вторых, после разрыва молодой человек оказывается совершенно разбитым — романтик уверен, что никого более подходящего больше не найдет, ведь он уже упустил безупречную партнершу. Авторы фильма подчеркивают, что идея «того самого» и «второй половинки» может быть крайне вредной и разрушительной. Потеря возлюбленного — не признак неудачи. И Том, как и все люди в мире, может влюбиться далеко не один раз.
Нормально быть одиноким и при этом счастливым
Фильм Марка Уэбба начинается с короткого рассказа о главных героях. Мы сразу узнаем, что Том вырос с убеждением, будто для подлинного счастья необходимо наличие романтического партнера. Молодой человек чувствует удовлетворение, только будучи в отношениях. Вероятно, в этом причина многих проблем Тома. Герой возлагает слишком много ожиданий и надежд на роман с Саммер, пока реальность не разрушает его мечты вдребезги. К сожалению, с подобными принципами живут многие. Большинство людей не чувствует себя комфортно в одиночестве и жаждет как можно скорее погрузиться в безумную историю любви. Винить в этом стоит в первую очередь поп-культуру, которая подпитывает желание любить и быть любимым. Том, например, с детства неправильно истолковывал финал «Выпускника» Майка Николса и, вероятно, хотел так же, как и герои фильма, умчаться в закат за ручку с возлюбленной. Но, как показывает пример Тома, человек едва ли построит здоровые отношения, если не разберется сначала с психологическими проблемами и не научится наслаждаться собственной компанией.
Если вам нравится одна и та же группа, это не означает, что вы родственные души
Том окончательно теряет голову от Саммер после знаковой сцены в лифте. Тогда девушка, услышав песню в наушниках коллеги, сообщает, что и ей тоже нравятся The Smiths. Для героя одинаковый музыкальный вкус — вовсе не обычное совпадение, а знак свыше. Теперь романтик окончательно убежден, что они с Саммер созданы друг для друга. К сожалению или к счастью, реальность не так проста, а любовь не сводится к наличию одних и тех же увлечений. Даже юная, но не по годам мудрая сестренка Тома напоминает страдальцу-брату простую истину: то, что девушке нравится такая же странная чушь, что и тебе, еще не значит, что вы родственные души.
Высокие ожидания могут не совпадать с реальностью
Одна из самых известных сцен в «500 дней лета» содержит интересное стилистическое решение: режиссер разделяет экран на две части и сравнивает ожидания Тома и реальность, с которой он в конечном итоге сталкивается. Герой прибывает на вечеринку в дом Саммер и надеется на возобновление романа. На самом деле экс-возлюбленные практически не разговаривают на протяжении всего вечера, и парень уходит домой опечаленным. Ожидания — то, на чем держится эмоциональное состояние Тома. Он ждет, что чувства Саммер изменятся, что их отношения перейдут на новый уровень, что они обязательно сойдутся после разрыва. Ничего из этого не происходит, а призрачные надежды лишь причиняют боль. Все дело в том, что герой отказывается принять суровую правду и предпочитает жить в иллюзиях и мечтах. Ожидания Тома никак не совпадают с реальным положением вещей.
Нельзя игнорировать проблемы в отношениях
Во время расставания Саммер говорит Тому, что в их отношениях давно появились трещины. Сначала зритель видит отдельные сцены глазами героя, а после режиссер показывает те же кадры под другим углом — в них Саммер уже не кажется такой счастливой. Двойной ракурс напоминает публике об еще одной истине: в отношениях всегда есть две стороны. Решение Саммер завершить роман оказывается для Тома ударом. Вывод напрашивается сам собой: герой не замечал или отказывался замечать, что отношения не складываются. И вновь главным советчиком в затруднительной ситуации выступает сестренка Тома. Героиня Хлои Морец предполагает, что брат предпочитает вспоминать лишь хорошие моменты. Между тем стоило бы оглянуться назад и постараться понять, что все это время чувствовала Саммер. Воздушные замки когда-нибудь рухнут, а игнорирование болезненных моментов вряд ли приведет к чему-то хорошему.
Нет никакой гарантии, что в отношениях всегда и все будет хорошо
В начале отношений и Том, и Саммер хорошо проводят время. Герои обсуждают музыку, ходят в кино, флиртуют в IKEA. Нелинейная структура фильма позволяет нам лучше почувствовать перемену в общении между героями. Скачки из настоящего в прошлое помогают понять, что возлюбленные могут переживать самые разные этапы. Важно помнить, что любовь не всегда приносит одну лишь радость, а отношения не бывают совершенными. Том признается, как ему важно постоянство. Он хочет быть уверен, что однажды утром чувства Саммер не изменятся. Но девушка не может обещать подобное и подчеркивает — никто не может. Нет никакой гарантии, что отношения не испортятся, кризис не наступит, а чувства не иссякнут. Партнеры лишь могут выбирать, как реагировать на сложности на своем пути. Увы, у Тома и Саммер не получилось сохранить крепкую связь. Прежде всего потому, что на момент встречи герои хотели совершенно разного от жизни.
Конец любви — не конец жизни. Но дать себе время погоревать — совершенно нормально
«500 дней лета» — отличная иллюстрация расставания. Авторы охватывают несколько этапов переживания разрыва: отрицание, попытка вернуть все в былое русло, принятие и затянувшаяся депрессия. Марк Уэбб заостряет наше внимание на том, как тяжело приходится Тому. Мир вокруг кажется серым, а сам герой превращается в довольно отталкивающего человека, который не готов коммуницировать с окружающими. Разбитый и разочарованный в жизни мужчина не спешит двигаться дальше: режиссер показывает, как Тому необходимо потратить время на горевание. Однако в конце концов герой понимает, что жизнь продолжается. Он бросает работу и сосредотачивается на мечте стать архитектором. Погружение в карьеру помогает Тому взять себя в руки и исцелиться от душевных ран. Несмотря на меланхоличную интонацию, Марк Уэбб снял довольно оптимистичное и обнадеживающее кино: да, любовь ранит, но после лета всегда наступает осень. И вот спустя время Саммер остается в прошлом, а в жизни Тома появляется девушка по имени Отэм.
Когда смотрела, ловила себя на мысли, что гл. Герой имеет многие типично женские черты характера и очень навязчивый, для меня это минус, поэтому не могу сказать, что я переживала за его любовные отношения