На этой неделе в возрасте 88 лет скончался канадский актёр Дональд Сазерленд. Вспоминаем главные работы актёра, который всегда отличался смелостью в подборе ролей и не боялся многообразия жанров.
В Голливуде Сазерленда заметили после небольшой роли в «Грязной дюжине» — через некоторое время его позвал сниматься один из главных режиссёров современности Роберт Олтмен. Действие «Госпиталя» происходит в начале 1950-х во время Корейской войны. Сам фильм выходил в разгар войны США с Вьетнамом, параллели и подтексты были видны публике невооружённым глазом. По сюжету главные герои ленты — хирурги (Сазерленд и Эллиот Гулд), зашивающие тела раненых, попутно шутя о бессмысленности боевых действий и интеллектуальных способностях людей в армии. Вопреки конфликту Сазерленда с режиссёром «Госпиталь» обеспечил актёру славное будущее и породил несколько продолжений, включая одноимённый сериал.
Современная аудитория знакома с Сазерлендом по антиутопической франшизе «Голодные игры». Актёр виртуозно изобразил президента Сноу, диктатора государства Панем. Прикрывая собственное разложение запахом белых роз, Сноу находит достойную соперницу в лице Китнисс Эвердин (Дженнифер Лоуренс) — участницы кровавых состязаний, а затем символа революции. Любой другой актёр превратил бы персонажа в фарсовый и кэмповый образ, но Сазерленд отличительным баритоном совмещает мягкость с безжалостностью и стоит у трона до самого конца. На его фоне недавний приквел о юности Сноу — «Баллада о змеях и певчих птицах» — вызывает недоумение: иногда тотальное зло является только злом, без предысторий и причин, какими бы трогательными они ни были.
Сазерленд никогда не был номинирован на «Оскар» за свою внушительную 60-летнюю карьеру (получал только почётную статуэтку в 2017 году). Подобный факт вызывал сплошное удивление и даже шок, особенно когда «Оскар» вручали его коллегам по фильму — например, Джейн Фонде в «Клюте». Остросюжетный триллер Алана Дж. Пакулы повествует о детективе Джоне Клюте и его новой клиентке, девушке из эскорт-услуг Бри Дэниэлс, которая просит защитить её от преследований серийного убийцы. Разыгранная двумя актёрами лента явила собой мастер-класс по экранной химии и утвердила Сазерленда в качестве одного из самых многогранных актёров поколения.
1970-е годы были эрой расцвета для Сазерленда. Одним из ярчайших подтверждений тому стал психологический триллер «А теперь не смотри» Николаса Роуга. Актёр воплотил Джона Бакстера, мужа и отца, скорбящего по утонувшей дочери. Переехав в Венецию вместе с супругой Лорой (Джули Кристи), он знакомится с двумя ясновидящими монахинями — те заявляют, что дочь пытается связаться с родителями и предупредить об опасности. Несмотря на обилие мистики в фильме, Сазерленд преподносит одно из самых реалистичных и пугающих переживаний утраты и личной трагедии в мировом кино. Так, например, сцены его криков моментально врезаются в память и уже не покидают её.
«Обыкновенные люди» — ещё один проект, где все участники были номинированы на «Оскар» (некоторые даже победили), пока Сазерленд с главной ролью остался без внимания. Актёру повторно предложили образ скорбящего отца — на этот раз герой пытается переосмыслить самоубийство сына, параллельно примирить жену (Мэри Тайлер Мур) и другого сына-подростка (Тимоти Хаттон), научиться снова жить. Трогательная, разрывающая сердце игра Сазерленда показывает, насколько сильным способен быть человек, потерявший всякий смысл существования.
Культовый хоррор Фила Кауфмана рассказывает об инспекторе здравоохранения, раскрывающем шокирующий заговор: людей в Сан-Франциско заменили клоны-инопланетяне. Фильм стал экранизацией романа Джека Финни 1950-х годов, но при этом идеально зафиксировал излёт 1970-х с устоявшейся в американском обществе паранойей и ядерными угрозами сверхдержав. Удалось это сделать при помощи всегда выразительного Сазерленда. Его образ с испуганными глазами и с вытянутым указательным пальцем стал в Интернете полноправным и бессмертным мемом.
В XXI веке Сазерленд переходит на второй план, но продолжает выдавать одну заметную роль за другой. В адаптации «Гордости и предубеждения» Джейн Остин актёру досталась роль мистера Беннетта, отца пяти незамужних дочерей. Особо большие надежды Беннетт-старший возлагает на Элизабет (Кира Найтли). Пожалуй, одна из самых пронзительных сцен в фильме принадлежит именно Сазерленду: мистер Беннетт со слезами на глазах и тревогой в голосе даёт согласие на брак Элизабет и мистера Дарси (Мэттью МакФэдиен) — и навсегда отпускает дочь.
Одна из последних ролей Сазерленда состоялась в хорроре «Телефон мистера Харригана» по мотивам новеллы Стивена Кинга. Критики фильм невзлюбили, но Сазерленд остался невредим и органичен в образе престарелого миллиардера Харригана, который после своей смерти начинает общаться по телефону с подростком и близким другом Крэйгом (Джейден Мартелл). Лента вряд ли испугает поклонников жанра или даже сторонних наблюдателей, но послужит напоминанием о широте таланта Сазерленда.
Актёр наделял каждого героя собственной незаменимой аурой — принимая почётный «Оскар», он поблагодарил в том числе и своих персонажей: «Спасибо, что одушевили мою жизнь». Сазерленд — прирождённый профессионал и мастер, без которого Голливуд не будет прежним.
ps: Светлая память.
- Ответить
Изменено 23 июня в 03:40Большинство фильмов не смотрела и вряд ли буду, запомнила его по "Голодным играм" . Сноу был просто омерзителен, это говорит о таланте актёра!