Французская «новая волна» стала переломным движением 60-х, выведя кинематограф из состояния застоя. Молодые режиссёры Жан-Люк Годар, Франсуа Трюффо, Клод Шаброль, Ален Рене, Луи Маль предложили новый синтаксис киноязыка, выйдя на улицу с небольшими камерами и поместив экранные события в шумную городскую среду. Авторские работы нововолнистов выходили на экраны в течение десяти лет и достигли апогея в таких фильмах, как «Париж глазами…», «Мужское – женское» и «Банда аутсайдеров». Предлагаем подборку фильмов, с которых началось движение «новой волны».
Аньес Варда не только поддерживала хорошие отношения с режиссёрами- нововолнистами, но и сама стала фактической провозвестницей этого движения. По крайней мере Жорж Садуль, важнейший историк кино, называл «Пуэнт-Курт» «первым фильмом «новой волны». «Пуэнт-Курт» – дебютная работа Варды, снятая в маленьком рыбацком городке на юге Франции. Уже здесь проступают важные черты будущего движения: фильм снимался на скромный бюджет и с участием непрофессиональных актёров.
Варда построила фильм на смежности между реализмом и поэтической выразительностью – она с документальной пристрастностью снимает быт жителей городка, но в то же время рассказывает трогательную историю о молодой паре, переживающей кризис. Впоследствии подобная стилистика, тяготеющая к синтезу поэзии и реализма, даст о себе знать в главных фильмах Алена Рене, Клода Шаброля и Жан-Люка Годара, которые сделают «новую волну» полноценным движением.
Для Клода Шаброля момент славы наступил с выходом «Красавчика Сержа» – картины, рассказывающей о возвращении в родную провинцию успешного буржуа, чьё прибытие омрачает и без того неблагоприятный социальный фон. В частности, отношения с его старым другом Сержем, который стал алкоголиком и решительно оторвался от реального мира.
«Красавчик Серж» построен весьма линейно и тяготеет к документальному реализму. Шаброль с явным упрёком смотрит на раздрай провинциальной жизни, топящей главного героя (центральная роль у фактурного Жан-Клода Бриали) в пучине бытовых проблем. Холодный, беспросветно мрачный этюд на тему социального разложения, в котором даже человеческая добродетель и христианская жертвенность не позволяют вывести окружающих из тупика.
Второй фильм Луи Маля – ещё одного известного режиссёра «новой волны», обеспечившего себе славу уже в 25-летнем возрасте (хотя это привычно для режиссёров-нововолнистов, большая часть которых начинала свой творческий путь довольно рано). «Любовники» – история о скуке и рутинном однообразии буржуазной жизни. О женщине, бегущей навстречу новой жизни от надоевшего мужа и своего любовника Рауля, неспособных спасти от эмоционального однообразия и смятения.
Скупость разговорных сцен у Маля сменяется живыми импрессионистскими зарисовками – чего стоит центральная сцена фильма, в которой героиня (Жанна Моро) проводит свидание с водителем автомобиля. Или откровенная эротическая сцена – фактически она стала образцом новой чувственности во французском кино, совершенно на другом уровне заговорив о такой старой теме, как адюльтер.
Короткий рассказ о 48 часах любви между японским архитектором из Хиросимы и французской киноактрисой. Их жизнь объединяет общая страсть – травматичное прошлое, от воспоминаний о котором невозможно абстрагироваться и забыться.
Картине Рене свойственна особая поэтичность, позволяющая режиссёру отказываться от прямого повествования в пользу ассоциаций. В своём дебютном фильме Рене уподобляет киномонтаж процессу мышления и пытается структурировать экранные события по аналогии с человеческим сознанием – «Хиросима» находится в свободном полёте, увлекая зрителя серией флешбэков и постоянным закадровым голосом. Но помимо сложных монтажных решений Рене в своём первом фильме идеально соединил документальную и художественную выразительность, доведя технику до предельных значений.
Дебютный фильм Франсуа Трюффо, посвящённый памяти Андре Базена – влиятельного кинокритика и основателя журнала Les Cahiers du cinema. В отличие от своих коллег-авангардистов, Трюффо ворвался на киноарену с сентиментальным и автобиографическим фильмом, рассказав о метаниях и бунтарстве 14-летнего Антуана. Подросток предчувствует крах собственной семьи, прогуливает уроки и находится в сложных отношениях со своим деспотичным учителем.
«400 ударов» не стремится препарировать феномен подросткового бунтарства и извлекать выводы – Трюффо с присущей ему чувственностью и драматизмом фиксирует быт обречённого подростка, целиком отдаваясь во власть стихии. Картина Трюффо не только вывела движение «новой волны» на более масштабный уровень, но и стала одним из самых чувственных детских портретов в истории кино.
Самый влиятельный, дерзкий и авангардный фильм «новой волны». Жан-Люк Годар – молодой кинокритик из журнала Les Cahiers du cinema, вдохновлённый американскими триллерами Альфреда Хичкока и Ховарда Хоукса, – дебютировал с размахом, тотчас же сорвав все пломбы в традиционном повествовательном кино. Неспроста Анри Ланглуа, основатель французской синематики, сказал: «На последнем дыхании» разделил кино на «до» и «после Годара». Снятая на оживлённых улицах Парижа и при скромном бюджете, картина Годара подчинила кино неожиданному монтажному ритму и сформировала новый синтаксис киноязыка.
«На последнем дыхании» – история мимолётной любви между автоугонщиком и американской журналистской. Трогательный и эксцентричный дуэт Жан-Поля Бельмондо и Джейн Сиберг, проводящих время в постели и автомобильных поездках по Парижу, – один из самых образцовых союзов, ставший иконой для передовой молодежи 60-х.
Один из наиболее примечательных фильмов Шаброля, относящийся к раннему периоду – к этапу экспериментов в рамках движения «новой волны». «Милашки» – история о четырёх молодых парижанках, которые днём проводят время на скучной работе, а вечерами веселятся в городских заведениях. Их жизнь сопровождается не только рутиной, но и ухаживаниями различных мужчин – от нахалов и приставал до загадочных незнакомцев.
Поначалу Шаброль работает по линии реализма – он создаёт почти что документальный портрет шумной парижской жизни. Но благодаря хитроумному финалу события фильма переворачиваются вверх дном, предлагая сатиричный и мрачноватый комментарий к положению молодежи, которая вынуждена наступать на грабли и сталкиваться с превратностями жизни.
Главная и до сих пор не разрешённая головоломка французской «новой волны». Этот фильм – образец модернизма в кино, где Ален Рене отказался от всякой повествовательной последовательности, сознательно нарушив традиционные представления зрителей о модальности времени и пространстве. Рене сделал в картине примерно то же, что удалось проделать Джойсу, Фолкнеру и Прусту в своих текстах.
События фильма – это процесс припоминания прошлогоднего свидания, которое произошло между мужчиной и женщиной в Мариенбаде (было ли оно в действительности – этот вопрос является неразрешимым как для зрителей, так и для героев). Изысканная постановка, разворачивающаяся в мире статичных фигур, арок, барочных лепнин и балюстрад, – настоящий манифест формализма, где монтажные решения, архитектурное убранство и ассоциативный ряд играют куда более значимую роль, чем содержание. Картина Рене определенно является самой нетривиальной работой «новой волны»: она отказалась от всякой социальной ангажированности и ушла в эскапистский мир искусства.