
Жанр боевиков, как и любой другой, не стоит на месте, и раз в десять-пятнадцать лет зрители получают принципиально новый взгляд на членовредительство. Эпохе скоростного монтажа имени Джейсона Борна пришел конец в середине 2010-х, когда в моду вошла детально проработанная боевая хореография и вернулось ультранасилие, воспетое еще Новым Голливудом и эксплуатационными фильмами из драйв-ин кинотеатров. К выходу очередного боевика Эванса собрали подборку жестоких современных экшенов.
Снятый еще в 2021 году боевик «Опустошение» Гарета Эванса наконец добрался до экранов и обещает стать главным блюдом для фанатов жанра «жестокой уличной поэзии». Режиссер, съемочная команда и актерский состав во главе с Томом Харди и Форестом Уитакером продемонстрировали поразительную приверженность проекту и довели историю до победного конца, несмотря на все проблемы, с которыми «Опустошение» столкнулось на пути к зрителю.
Эванс, в 2011 году практически единолично запустивший новую волну агрессивного азиатского экшена с помощью ультражестокого боевика «Рейд», не изменяет себе, но действие переносит в родной Уэльс. В центре сюжета детектив Уолкер (Харди), который вынужден спасать сына влиятельного политика (Уитакер), все глубже погружаясь в мрачный мир британского криминального подполья. Спасение, как это принято у Эванса, не обойдется без декалитров крови, жесточайших перестрелок и безумной операторской эквилибристики во время рукопашных схваток.
Прошлый год у вернувшегося в кино Джоша Хартнетта выдался богатым на самые разнообразные роли. Не успел отгреметь на кинопремиях «Оппенгеймер», как в прокат ворвалась «Ловушка» М. Найта Шьямалана, где Хартнетт исполнил роль улыбчивого маньяка, а затем фанаты актера смогли насладиться его появлением в обласканном критиками сериале «Медведь». «Рейс навылет», открывающий киногод настоящий, буквально выпячивает комедийные таланты Хартнетта, правда, с поправкой на то, что между шутками его герою придется не совсем по назначению использовать бензопилу.
Актер играет бывшего спецагента Лукаса Рейеса, тихонько спивающегося в Бангкоке после провала последней миссии. Но вот подворачивается шанс вернуться в игру — в рамках спецоперации по поимке хакера, известного как Призрак. Рейесу придется сесть в самолет до Сан-Франциско, на котором, по данным разведки, летит преступник, и аккуратно задержать того, как только воздушное судно достигнет порта приписки. Рейесу осталось только понять, кто из пассажиров Призрак, а кто — профессиональный убийца, выжидающий удобный момент, чтобы выпотрошить хакера.
Пока западный экшен тонет в CGI и метафорах проработки травм, в Индонезии продолжают решать вопросы по старинке — с помощью ножа в бедро и мачете в висок. Тимо Тьяджанто, один из главных поставщиков кровавого безумия на экспорт, решил не просто повторить успех «Рейда», а вывести количество насилия на экране до недостижимого уровня. Кроме драйва и изобретательной камеры от боевика Гарета Эванса «Ночь идет за нами» получил Ико Увайса — на этот раз в нетипичной для себя роли главного злодея.
Сюжет, пусть и опциональный на фоне непрекращающегося экшена, все-таки есть: киллер по имени Ито (Джо Таслим) вдруг решает спасти девочку, которую должен был убить. Благородство приводит героя к войне с мафией, куда быстро подключаются старые друзья, новые враги и парочка мясников с личными обидами. Режиссер делает ставку не на оригинальность истории, а на хореографию бойни, и выигрывает. Каждая сцена поставлена с такой изобретательностью, что даже «Рейд» временами выглядит как тренировка в зале. И именно за это «Ночь идет за нами» хочется пересматривать: не ради кинематографического катарсиса, а ради грубого, честного экшена, сдобренного эстетикой азиатских VHS-боевиков.
Корейские триллеры в 90-х стали одним из двигателей «азиатского экстрима» — новой жанровой волны, характеризующейся криминальными темами и гротескным изображением насилия. А имя режиссера Хон Вон-чхана появилось на южнокорейском кинематографическом ландшафте в конце нулевых и быстро стало знаковым. Мрачный боевик «Избави нас от лукавого» пока является вершиной творчества Вон-чхана, превратившего улыбчивую звезду «Игры в кальмара» Ли Джон-джэ в бессердечную машину для убийств.
Герой фильма Ин-нам (Хван Чон-мин), бывший шпион, а ныне киллер с билетом до Панамы и стойким желанием завязать, получает неожиданные новости: во-первых, у него есть дочь, во-вторых, ее похитили неизвестные. Приходится отложить планы и отправиться выручать девочку. Поиски осложняет идущий по следу Ин-нама стильный и напрочь лишенный эмпатии убийца (Джон-джэ), словно сбежавший из музея психопатов имени Джона Ву. «Избави нас от лукавого» не хватает звезд с неба, но в качестве напряженного жанрового аттракциона легко дает фору любому конкуренту.
Прежде чем превратить боди-хоррор в любимчика фестивалей, Корали Фаржа деконструировала другой субжанр — популярный в США во второй половине XX века rape-revenge, где жертва сексуализированного насилия находит и жестоко карает обидчиков. Как и недавняя «Субстанция», «Выжившая» — манифест Фаржа (пусть и не столь громогласный), хлесткое высказывание, выводящее на первое место «женский взгляд».
«Выжившая» начинается традиционно для rape-revenge фильмов: Джен (Матильда Лутс) отправляется на уединенную виллу в компании Ричарда (Кевин Янссенс), оставившего где-то за кадром жену ради юной красавицы. Девушку такое положение дел нисколько не смущает, как и подозрительного вида друзья Ричарда, которые заявляются в дом раньше времени для ежегодной совместной охоты. А дальше Корали Фаржа подчиняет правила жанра собственному видению, превращая жертву изнасилования в неубиваемый символ максимально кровавого отмщения.
Свирепый неолуддитский боевик Ли Уоннелла в год выхода называли «”Веномом” здорового человека». Параллелей и правда набиралось много: главный герой в исполнении Логана Маршалла-Грина (такого «бюджетного» Тома Харди) получал в напарники высокотехнологичный имплант, умеющий болтать и контролировать тело протагониста, когда возникала необходимость набить кому-нибудь морду. Но если в «Веноме» камера стыдливо отворачивалась от творимых симбиотом непотребств, то в «Апгрейде» смакует их с неподдельным удовольствием.
По сюжету в недалеком будущем, когда уровень автоматизации и вовлеченности ИИ в человеческую жизнь достиг небывалых высот, Грей Трэйс (Маршалл-Грин), автомеханик, ненавидящий современные технологии, теряет в подстроенной некими недоброжелателями аварии жену и возможность двигаться. Состоятельный клиент предлагает Грею вживить инновационный и экспериментальный имплант Stem, и тот не только возвращает герою подвижность, но и помогает (советом и делом) найти виновников трагедии и разобраться с ними самым жестоким способом.
Нет, «Схватка» вовсе не индийский ремейк знаменитого триллера Майкла Манна, а скорее изобретательный симбиоз «Джона Уика» и «Рейда» с болливудским вайбом. Амрит (Лакшья) — ветеран спецназа и последний романтик северной Индии — узнает, что его возлюбленная Тулика (Таня Маниктала) по воле отца-бизнесмена собирается выйти замуж за другого. Решив все исправить, герой садится на поезд до Дели и в туалете делает девушке предложение. Но внезапно вагон атакует шайка налетчиков во главе с психопатом Фани (Рагхав Джуял), который, сообразив, что за Тулику можно потребовать неплохой выкуп, решает похитить невесту прямо из-под носа влюбленного спецназовца.
«Схватка» под стать индийским поездам — долго разгоняется, но, когда начинается экшен, никакой стоп-кран уже не поможет. Поскольку весь фильм разворачивается в замкнутом пространстве пассажирских вагонов, в качестве оружия герои используют любые подручные предметы, а количество жертв (случайных или нет) ближе к финалу идет на десятки. Боевик Никхила Нагеш Бхата не обходится без привычной для индийского кино театральности, а фигуры злодеев не лишены человеческих характеров, что делает «Схватку» не просто мясорубкой, а высказыванием на тему разрушительного воздействия мести.
Индийская "Схватка" в свое время доставила. Редкое кино, в котором плотность экшена не ведёт к замыливанию глаза