На больших отечественных экранах можно посмотреть новый удивительный фильм Квентина Дюпьё «Даааааали!». Неординарное прочтение «Алисы в Стране чудес», дебют Дэвида Линча и кислотный вестерн Алехандро Ходоровски — вспоминаем 8 выдающихся фильмов, которые станут проводниками в мир сюрреализма и абсурда.
Сценарий к дебютному фильму Луис Бунюэль написал вместе с Сальвадором Дали. Это первая работа знаменитого живописца в кино. В основе «Андалузского пса» лежат сны Бунюэля и Дали. В прологе мужчина сосредоточенно точит бритву, а когда облако на небе приближается к полной луне, разрезает женщине глаз. Велосипедист (Пьер Батчефф) падает на асфальт, на улице остаётся рука. Попавший в ДТП оказывается в квартире у свидетельницы (Симона Марёй) происшествия. Из руки мужчины выползают муравьи. Позднее этот же герой тащит два рояля, в которых лежат мёртвые ослики и живые священники. Сцены фильма, если верить интертитрам, разделены годами, но происходят в одной квартире с теми же мужчиной и женщиной. В «Андалузском псе» нет привычного нарратива, это набор ярких и парадоксальных образов, надолго остающихся в памяти.
«Послеполуденные сети» Майи Дерен и Александра Хакеншмида по праву считаются важной вехой в истории американского киноавангарда. Позднее образы из революционной короткометражной работы вдохновляли как музыкантов, так и режиссёров. Следы «Послеполуденных сетей» отчётливо видны в «Шоссе в никуда» и во «Внутренней империи» Дэвида Линча. Женщина (Дерен) возвращается домой и около виллы обнаруживает цветок. Хозяйка заходит в гостиную и засыпает в кресле. Дальше перед нами отголоски сна. На экране мелькают нож и ключ, а женщину преследует фигура в чёрном балахоне и с зеркальным лицом. Хозяйка снова и снова возвращается домой, обнаруживая вещи не на своих местах. «Послеполуденные сети» передают тревожное состояние сна, в котором всё вроде бы знакомо, но не покидает ощущение другой реальности, где ты не являешься хозяином положения.
Картина Алена Рене — одна из жемчужин французской «новой волны» и главных головоломок в истории кино. Время и пространство здесь не определены, да и последовательность событий вызывает множеств вопросов. Во время светской вечеринки в шикарном замке мужчина (Джорджо Альбертацци) подходит к женщине (Дельфин Сейриг) и утверждает, что год назад пара виделась в отеле в Мариенбаде, отношения были близкими. Тогда мужчина и женщина договорились встретиться снова спустя год. Поначалу гостья вечеринки уверенно отвечает, что ничего подобного не помнит и видит мужчину впервые. Постепенно женщина начинает что-то припоминать. Фильм Рене впечатляет прекрасной драматургической конструкцией, в которой повторяются события, а герои сталкиваются друг с другом при разных обстоятельствах. Зритель может выбраться из любопытнейшего лабиринта недосказанностей и намёков с каким угодно результатом. Точных ответов нет.
Любой список главных киносюрреалистов не может обойтись без Алехандро Ходоровски. Чилийский режиссёр так и не смог снять масштабную экранизацию «Дюны», зато прославился ранними галлюциногенными работами и поздними яркими автобиографическими фильмами. Звездой в кругах интеллектуалов Ходоровски сделал «Крот». Например, картина потрясла Джона Леннона. Облачённый во всё чёрное бородатый странник (Алехандро Ходоровски) медленно плетётся на коне по бесконечной пустыне. За всадника, сидя на лошади, держится голый мальчик (Бронтис Ходоровски). Крот защищает ребёнка от солнца зонтом. Странник ищет убийц, недавно вырезавших всех жителей деревни, встречает загадочную женщину, калек и опасных военных. По антуражу «Крот» напоминает классические американские картины о Диком Западе. Только у Ходоровски это кислотный вестерн, который к середине повествования и вовсе трансформируется в житие святого, напичканное христианскими символами и жестокими сценами, которые обличают человеческие пороки.
Дэвид Линч трудился над дебютным фильмом с крошечным бюджетом пять лет. В основу картины лёг личный опыт отцовства режиссёра. А в первый год съёмок от автора ушла жена. Генри (Джек Нэнс) трудится на заводе и живёт на задворках индустриального города, где постоянно слышны удары молотов, скрежет и шумы. Молодой работник узнаёт, что подружка Мэри (Шарлотта Стюарт) не только беременна, но и уже родила. Только на руках у Генри оказывается не ребёнок, а непонятное вечно стонущее существо. С первого же фильма Линч умел заворожить и ужаснуть зрителя. В сюрреалистическом мире автора за радиатором на сцене поёт фея с бакенбардами, роковая соседка обещает счастье, а из человеческой головы на фабрике делают ластик для карандашей. Дебют Линча пропитан ужасом перед неизвестным будущим. Что может дать молодой отец ребёнку? Как выбраться из нищеты и не сойти с ума? «На небесах всё хорошо», — утешает певица из радиатора.
«Алиса в Стране чудес» Льюиса Кэрролла — изначально сюрреалистическое произведение, а в руках чешского экспериментатора Яна Шванкмайера, который любит совмещать игру живых актёров и анимацию, адаптация книги превращается в неповторимое зрелище. Девочка Алиса (Кристина Кохоутова) отправляется вслед за Белым Кроликом в удивительный мир детских фантазий. Вполне возможно, что ребёнок просто уснул. Чучела и скелеты животных и ожившие носки пытаются добраться до девочки, главной же противницей Алисы является картонная Дама червей. Шванкмайер отправляет зрителей в старинный музей пугающих игрушек. Когда Алиса съедает печенье, превращается в куклу. Возвращают девочке привычные размеры чернила. У Шванкмайера получается минималистичными средствами создать интересный и опасный мир. Набитый опилками кролик вечно куда-то опаздывает, коровьи черепа и зубные протезы клацают и грозятся укусить. Алиса, которая озвучивает всех персонажей, стремится поскорее вернуться домой.
Из современных американских авторов фильмография Чарли Кауфмана больше всего наполнена абсурдом и сюрреализмом. Сценарист никак не может адаптировать книгу про похитителя орхидей. Парочка пытается забыть друг друга и прибегает к экспериментальной процедуре стирания памяти. Кукловод-неудачник обнаруживает лаз в голову актёра Джона Малковича. Театральный режиссёр получает грант и строит гигантские декорации, в которых теперь живёт. И всё равно страннее других выглядит экранизация романа Иэна Рейда «Думаю, как всё закончить». Девушка (Джесси Бакли) едет вместе с парнем (Джесси Племонс) знакомиться с родителями бойфренда. Неясно даже, как зовут героев. За окном метель, в салоне разговоры обо всём и ни о чём. В родительском доме настроение бойфренда резко меняется, мама с папой стареют и молодеют, девушке кто-то звонит по телефону, а собака застревает в текстурах. С каждой минутой веры в ненадёжного рассказчика всё меньше. Однако в концовке Кауфман объясняет все абсурдные эпизоды грустным сюжетным твистом.
В последние годы Квентин Дюпьё приучил аудиторию ничему не удивляться. Французский автор задаёт абсурдные вопросы и создаёт парадоксальные ситуации. Два придурка дрессируют гигантскую муху. Женщина обнаруживает в подвале нового дома люк с омолаживающим на три дня подземным ходом. Недовольный зритель берёт в заложники артистов театра и публику в зале. Список можно продолжать и продолжать. В «Даааааали!» режиссёр немного отходит в сторону от привычного метода и в форме фантасмагории представляет эпизод из жизни великого художника. Начинающая журналистка Жюдит (Анаис Демустье) пытается взять интервью у самого Дали, живой легенды. Играют живописца четыре актёра: Эдуард Баэр, Джонатан Коэн, Жиль Леллуш и Пио Мармай. Дали всегда разный. Художник выставляет журналистке абсурдные требования и раз за разом увиливает от интервью. Дюпьё удаётся создать фильм о великом сюрреалисте, который идеально описывает творчество и личность живописца. Это озорная, весёлая и динамичная фантазия, в которой нет ни начала, ни конца.
Не скажу, что прямо фанат сюрреализма в кино, но Линч нравится. Смотрел "Голова-ластик". Не самый мой любимый фильм Линча, но очень колоритный, запоминающийся.
Видел и "Meshes of the Afternoon". Попал он в поле зрения из-за того, что входит в список самых жутких фильмов в истории кино. Хотя это короткометражка. Кстати, Майя Дерен - это псевдоним. Де...вушку звали Элеонора Дербенковская, уроженка Киева, ещё времён Российской империи. Так что украинка стояла у истоков всего американского сюрреализма и была вдохновителем Линча.