Многие режиссёры годами оттачивают своё ремесло, чтобы с третьей, пятой, десятой или двадцатой попытки наконец снять то самое кино мечты, ради которого они и начали всем этим делом заниматься. Но и есть и те — и это, конечно, случай гораздо более редкий, — кому с первого же раза удаётся снять заметный и крутой фильм, но продолжить в том же духе не получается. Сегодня мы собрали для вас 10 таких режиссёров, у которых дебют так и остался ярчайшей точкой в карьере.
XXI век начался с одного из, пожалуй, ярчайших дебютов вообще — фантастической драмы «Донни Дарко» о пареньке (вторая заметная работа Джейка Джилленхола, а уже великая), который внезапно получает возможность видеть ближайшее будущее. Сложносочинённая картина Ричарда Келли заявила о режиссёре как о потенциально новом мессии умного sci-fi, но следующими фильмами он так и не достиг заявленных дебютом высот. И его «Посылка», и «Сказки юга» — небезынтересные работы и даже, пожалуй, ещё более замудрённые драматургически, чем «Донни Дарко», но слишком уж обскьюрные и несфокусированные для широкого зрителя.
Скандальный фильм «Детки», снятый Ларри Кларком по сценарию Хармони Корина, почти мгновенно обрёл культовый статус и звание фильма, наиболее беспристрастно и смело демонстрирующего разгульную, наполненную сексом и наркотиками жизнь безалаберной молодёжи. Правда, в отличие от сценариста Корина, продолжившего своё изучение неприкаянной юности в успешной режиссёрской карьере, Ларри Кларк «Деток» превзойти так и не смог. Ни в «Садисте», ни в не менее скандальном, чуть ли не порнографическом (но от того не менее скучном) «Кене Парке».
В отличие от Келли и Кларка, творческий путь Райана Джонсона «неудачным» назвать не повернётся язык: он снимал успешный sc-fi-экшен «Петля времени», его пригласили для постановки восьмой части «Звёздных войн», сейчас в прокате гремит его «Достать ножи», классный метадетектив, собравший в себе весь цвет Голливуда. Но всё же самая сильная работа Райана осталась во временах, когда его имени никто не знал, большие (или хотя бы какие-то) бюджеты оставались в мечтах, а за плечами у него были только странные студенческие короткометражки с названиями типа «Злой шар для гольфа прямиком из ада». /p>
Его «Кирпич» — прекрасный постмодернистский нуар, который переносит правила и тропы «чёрного фильма» в пространство обыкновенной американской школы: нелюдимый Джозеф Гордон-Левитт вместо типичного замкнутого детектива, вместо роковой женщины — школьная красотка, злодей-наркодилер ест с мамой хлопья по утрам. «Кирпич» хорошо работает и как жанровое кино, и как его абсолютное переосмысление — в отличие от поздних работ Райана, чересчур сфокусированных на социальных посылах.
«Район № 9» стал одной из главных киносенсаций 2009 года — фильм от неизвестного южноафриканского режиссёра с не выдающимся по меркам жанра бюджетом вдруг на равных конкурировал с блокбастерами ведущих голливудских студий. Более того, у них выигрывал — и визуально, и сценарно, — а на «Оскаре» на равных бился с кэмероновским голиафом-«Аватаром» (причём в номинации на лучший фильм тоже). До выхода «Элизиума» от Бломкампа ждали новых прорывов, его имя долго было на устах всех фанатов артового развлекательного кино. И даже после неудачи экшена с Мэттом Дэймоном народная любовь Нила не покинула: тогда проблемы фильма списали на студийное вмешательство.
Вот только снятый уже безо всякого вмешательство «Чаппи» сильно лучше не оказался — тогда-то и встал вопрос о том, а не был ли «Район № 9» случайным попаданием в целом не слишком выдающегося режиссёра. Пока крест на Бломкампе ставить рано — у сорокалетнего постановщика впереди ещё вся карьера, — но теперь ему придётся пробить общественный скепсис, а намёток для этого нет: кроме неплохих, но всё же пустячковых короткометражек и регулярно срывающихся больших проектов (сначала Ридли Скотт не дал снимать Нилу нового «Чужого», затем не срослось с «Робокопом»), на горизонте у него пусто.
Успешный голливудский сценарист Гэри Росс начал карьеру очень резво — снял концептуальный ромком «Плезантвиль» о брате и сестре, которые попали в карикатурный чёрно-белый мир «правильной» американской провинции и своими действиями начали её понемногу раскрашивать (то, как фильм объединял чёрно-белое и цветное изображение, до сих пор восхищает специалистов по VFX, а прошло уже 20 лет).
После этого был чуть менее ударный, но все равно очень приличный oscar-bait «Фаворит» с тем же Тоби Магуайром, а вот потом как-то не задалось. 9 лет Росс ничего не снимал, а в 2012-м взялся за чисто студийную халтуру в «Голодных играх», к которым был явно не готов (трясущийся экшен до сих пор, говорят, многим является в кошмарных снах). После этого была академическая драма «Свободный округ Джонс» и опять же продюсерские «8 подруг Оушена» — фильмы компетентные, но далеко не выдающиеся.
Бунтарь и безумец Тони Кэй, известный в первую очередь тем, что каждое творческое решение отстаивает у продюсеров с вилами (что, впрочем, не мешает потом Эдварду Нортону приходить и монтировать его кино по-своему), за 20 лет снял всего четыре фильма, два из которых смотрел примерно никто. Его единственно по-настоящему удачная и важная работа — дебютная «Американская история X», жуткая и в то же время по-странному тёплая история об исправившемся неонацисте и о том, как насилие порождает насилие. Ёмкое, изобразительно интересное и действительно доходчивое социальное кино, которое, в отличие от позднего кэевского «Учителя на замену», разговаривает со зрителем не императивным тоном.
Сын Дэвида Боуи, режиссёр Дункан Джонс начал свой путь в кино с одного из самых впечатляющих монофильмов, научно-фантастической драмы «Луна 2112» — об астронавте, живущем в одиночестве на лунной станции и узнающем там страшную правду о своём происхождении (гениальная роль Сэма Рокуэлла, за которую ещё тогда можно было отдавать ему все награды). Позже он снял хороший, но уже менее ровный «Исходный код», а затем что-то в Джонсе надломилось. Он взялся за «Варкрафт» — по сути, огромный (и в целом неплохой) фан-фильм, в итоге обруганный критикой и не собравший нужной кассы. А потом снял для Netflix «Немого» — амбициозный киберпанк-нуар, который то ли из-за долгого производства, то ли от травмы Джонса из-за потери отца, в фильме очевидно нашедшей своё воплощение, получился ну уж слишком скомканным и невразумительным.
Стюарт Гордон навсегда впечатал своё имя в пантеон хоррор-режиссёров «Ре-аниматором» — абсурдной и дико изобретательной сплэттер-комедией, по совместительству, наверное, лучшей экранизацией Гордона Филиппа Лавкрафта (к Лавкрафту, что симптоматично, имеющей весьма опосредованное отношение). Позже Гордон снял ещё с десяток жанровых картин, но так и не выбрался из ниши дешёвеньких ужасов категории Б. А в 2001-м даже попытался повторить свой трюк с экранизацией Лавкрафта — но уже без постмодернистской смехопанорамы — в «Дагоне». Скажем так: с шутками и ожившими кишками получалось лучше.
Райан Флек и его жена, сосценаристка и позже ещё и сорежиссёр Анна Боден, громко заявили о себе в 2006 году инди-драмой «Полу-Нельсон» о наркотически зависимом учителе, который водит дружбу с одной из своих учениц. С бюджетом всего в 700 тыс. фильм собрал 5 миллионов, а главный актёр Райан Гослинг получил свою первую номинацию на «Оскар» и навсегда избавился от образа «диснеевской звезды». Позже Флек и Боден переключились преимущественно на сериалы, сняли ещё две куда менее резонансных инди-драмы («Сахар» и «Это очень забавная история») и довольно муторную «Прогулку по Миссисипи», а затем внезапно переключились на студийное кино. Их последняя работа на сегодня — «Капитан Марвел», далеко не самая, надо сказать, удачная картина даже внутри франшизы MCU.