Что посмотреть
Последний богатырь. Наследие Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneP4VtXkezW
Обзоры

90-е: ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ИТОГИ

Добавить в закладки

90-е годы уже завершили свой бег, и можно, как мне кажется, подвести некоторые, пусть и весьма субъективные, промежуточные киноитоги. Итак, начнем по порядку…
1990 год.
Еще не вышли из моды слова «перестройка» и «гласность», еще худо-бедно действует традиционная система государственного фильмопроизводства и кинопроката (правда, вступившая в жесткую конкуренцию с ныне благополучно почившей в бозе паутиной видеозалов), и на первый взгляд вроде бы ничто не предвещает распада Союза…
Партийный контроль в области медиа сведен к минимуму, и страсти по «Маленькой Вере»(1988) уже принадлежат истории…
На экраны страны вышло 300 отечественных фильмов, достаточно разнообразных по жанрам. Наиболее популярные слова в названиях фильмов этого года: «двое», «любовь», «мир», «день». Среди авторов картин, вышедших в прокат в 1990 году, как, впрочем и в другие годы обозреваемого десятилетия, нет фаворитов 80-х – Элема Климова, Андрея Смирнова, Ролана Быкова. Хранят молчание и киноклассики ушедшей эпохи, к примеру, Григорий Чухрай…
Наиболее плодовитым режиссером старшего поколения становится в 1990 году Владимир Наумов, помимо фарса о закате эпохи сталинизма «Десять лет без права переписки» воплотивший наконец свой давний замысел – драму времен ранних 60-х «Закон». Весьма впечатляющим выглядит список картин режиссеров-дебютантов, среди которых, на мой взгляд, наиболее заметны Александр Хван, Валерий Тодоровский и Павел Лунгин. Продолжается неуклонное падение посещаемости в кинотеатрах, которые однако еще не успели превратиться в автосалоны и супермаркеты… Российские фильмы все еще остаются желанными гостями крупнейших международных фестивалей. Последнее, впрочем, не удивительно: как минимум два десятка картин года можно смело отнести к числу произведений искусства.
1. Российское киноискусство 1990 года
Большинство из этих фильмов представляют Россию на различных больших и малых фестивалях, собрав добрую дюжину призов, при этом наиболее престижные международные награды (Берлин, Канн) получили картины Киры Муратовой, Глеба Панфилова и Павла Лунгина. Так что по художественной части 1990-й российский киногод выглядит более чем благополучно.
Совсем иначе выглядят коммерческие результаты российского кино-90. Одна из последних лент самого кассового комедиографа нашего кино Леонида Гайдая «Частный детектив, или Операция »Кооперация« не собирает и трети зрительской аудитории таких его прежних хитов, как »Бриллиантовая рука« или »Кавказская пленница«. Комедии Юрия Мамина (»Бакенбарды«), Себастьяна Алакорна (»Испанская актриса для русского министра«), Валерия Рубинчика (»Комедия о Лисистрате«), Константина Воинова (»Шапка«) имеют весьма скромную прокатный успех, что же касается такой комедии, как »Сэнит Зон«, то она запоминается разве что тем, что в прессе возникает некое подобие скандала по поводу неприличности ее первоначального названия. Ни в художественном, ни в коммерческом плане сей опус никак себя не проявляет.
Непрофессионализм российского жанрового кинематографа превращает в скучнейшее зрелище гангстерскую драму (Динозавры ХХ века), детектив (Загадка Эндхауза), мюзикл (Биндюжник и король), мелодраму (Захочу – полюблю, Поездка в Висбаден, Яма), фильм ужасов (Семья вурдалаков), »action« (Фанат)… Логично, что массовая аудитория с еще не остывшим энтузиазмом продолжает смотреть крепко сколоченные заокеанские боевики (преимущественно в видеоварианте).
1991 год.
Последний год существования Советского Союза, год так называемого августовского путча. »Скрытая« инфляция и завораживающая пустота на прилавках магазинов (включая столичные) достигают апогея. Государство все еще продолжает по привычке финансировать существенную часть из 213 отечественных фильмов 1991 года, но лишь немногие из них доходят до экранов кинотеатров, заполненных иноземной коммерческой продукцией. Как грибы после дождя по всей стране продолжают плодиться видеозалы, где зрители, лишенные возможности купить видеомагнитофоны (тогдашний супердефицит), с наслаждением впиваются в экраны мониторов, демонстрирующих пиратские копии »Терминатора« и »Эмманюэль«.
Среди наиболее популярных слов в названиях российских фильмов продолжают оставаться »любовь«, но »день« сменился на »ночь«, а »мир« – на »дом«. Впрочем, несомненное лидерство в названиях принадлежит теперь словам »смерть« (8 упоминаний), »убийство« и »убийца« (8 упоминаний). Цензура уже фактически не действует, видеокассеты с порнофильмами можно купить в любом столичном вокзальном киоске.
Список художественных и фестивальных удач 1991 года уже не выглядит столь внушительно. Вялый, анемичный »Армавир« вряд ли можно отнести к удачам тандема Абдрашитов-Миндадзе. Далеко не лучшими своими работами представлены Эльдар Рязанов, тем не менее, снявший одну из самых зрительских картин года – »Небеса обетованные«, и Сергей Соловьев с фантасмагорическим »Домом под звездным небом«. Меньше стало и интересных дебютов. Окрашенный ностальгической дымкой коллаж Олега Ковалова »Сады скорпиона>, сотканный вокруг давно позабытой шпионской ленты А.Разумного <Случай с ефрейтором Кочетковым", кажется в этом не слишком длинном списке наиболее оригинальным, хотя там есть еще и очаровательная ретро-комедия "Облако-рай" Николая Досталя и веселая пародия Аркадия Тигая "Лох – победитель воды" с, увы, навсегда ушедшим от нас Сергеем Курехиным в заглавной роли, и драматическая притча о постафганском синдроме "Нога" покойного Никиты Тягунова.
Довольно неожиданным для знатоков фильмографии Леонида Марягина, на протяжении многих лет числившегося во «втором эшелоне» российской режиссуры, становится появление политической драмы «Враг народа – Бухарин», в отличие от большинства «разоблачух» эпохи перестройки ничуть, на мой взгляд, не устаревшей и сегодня..
2. Российское киноискусство 1991 года.
ФИЛЬМЫ «СТАРШЕГО» ПОКОЛЕНИЯ
Армавир (В.Абрашитов), Враг народа – Бухарин (Л.Марягин), Дом под звездным небом (С.Соловьев), Небеса обетованные (Э.Рязанов), Паспорт (Г.Данелия), Сатана (В.Аристов), Цареубийца (К.Шахназаров)
ФИЛЬМЫ «МЛАДШЕГО» ПОКОЛЕНИЯ
За день до…(Борецкий, Негреба), Изыди!.. (Дм.Астрахан), Лох – победитель воды (А.Тигай), Нога (Н.Тягунов), Облако-рай (Н.Досталь), Сады скорпиона (О.Ковалов), Счастливые дни (А.Балабанов)
Даже окинув беглым взором вышеприведенный список фильмов (желающие могут заполнить свободные графы фильмами «Ой, вы, гуси», «Рой» и немногими иными в той или иной степени представляющими художественную ценность) , видишь, что работы режиссеров старшего поколения (за исключением «Сатаны» Виктора Аристова) не имели сколько-нибудь заметного успеха на международных кинофестивалях, да и «молодежь», как правило, была представлена на киносмотрах второго плана. Интерес к русской «киноперестройке» со стороны отборщиков Канна, Венеции и Берлина еще не погас, однако российские фильмы свой десяток призов получают в основном на второстепенных международных киносмотрах.
О коммерческом успехе фильмов 1991 года говорить трудно, так как российский кинопрокат на практике увлечен в основном западной кинопродукцией, и лишь только таким профессионалам, как Рязанов и Данелия еще удается увидеть свою фамилию на афишах не только столичных, но и провинциальных кинотеатров. Выращенная из рекламного ролика среднеметражка Никиты Михалкова «Автостоп» мирно дожидается своей телепремьеры, состоявшейся четыре года спустя. Добротная комедия Леонида Филатова «Сукины дети» имела бы несомненный зрительский успех, но в году этак, 1986, вместе, скажем, с комедией Себастьяна Алакорна «Агенты КГБ тоже влюбляются» и неплохим детективом Дмитрия Светозарова «Арифметика убийства».
Не приносят никаких существенных кассовых дивидендов ни обличительно- разоблачительные ленты о сталинских лагерях («А в России опять окаянные дни…»), ни боевики, спекулирующие на теме афганской войны и ее последствий («Афганец», «По прозвищу »Зверь«) и терроризме (»Взбесившийся автобус«), ни псевдоэротические комедии (»Болотная street, или Средство против секса«), ни мелодрамы о проститутках (»Высший класс«), ни криминально-бытовая »чернуха« (»Дрянь«, »За последней чертой«, »Линия смерти«, »Нелюдь«, »Охота на сутенера«, »Русская рулетка«, »Стервятники на дорогах«), ни фантастика (»Искушение Б.«, »Яд скорпиона«), ни »ужасы« (»Пьющие кровь«).
Подавляющее большинство этих так называемых »фильмов для массовой аудитории« отличает все та же неизбывная болезнь российского кино класса »Б« – непрофессионализм (плюс, разумеется, техническая бедность постановки).
1992 год.
Экономические реформы нового российского правительства приводят с резкому падению курса рубля при продолжающемся первое время тотальном дефиците продуктов и товаров. Именно в этом году немалое число российских граждан на одних только операциях купли- продажи импортных товаров сколачивают миллионные капиталы, часть из которых по соображениям престижа, дружеских связей, но главное »отмывки« теневых средств вкладывается в кинобизнес. Теоретически в прокат 1992 года могло выйти немалое число новых отечественных фильмов – 172, львиная доля которых снималась на деньги частных фирм, банков, акционерных обществ и прочих организаций, однако на деле, быть может, вопреки надеждам некоторых новоявленных кинокоммерсантов, в прокате – все тот же набор заокеанских боевиков. Наиболее популярными словами в названиях российских фильмов продолжают оставаться »любовь« (7 упоминаний), »убийство« и »убийца« (4 упоминания), зато место »смерти« заняли »сказка« и издавна полюбившаяся кинематографистам цифра »семь«…
3. Российское киноискусство 1992 года.
ФИЛЬМЫ »СТАРШЕГО« ПОКОЛЕНИЯ
Афганский излом (Вл. Бортко), И возвращается ветер… (М.Калик), Как живете, караси? (М.Швейцер), Нелюбовь (В.Рубинчик), Прорва (И.Дыховичный), Чувствительный милиционер (К.Муратова), Урга (Н.Михалков)
ФИЛЬМЫ »МЛАДШЕГО« ПОКОЛЕНИЯ
Арбитр (И.Охлобыстин), Гонгофер (Б.Килибаев), Два капитана-2 (С.Дебижев), Дюба-дюба (А.Хван), Кикс (С.Ливнев), Любовь (В.Тодоровский), Циники (Дм.Месхиев).
В художественно-фестивальном смысле у каждого российского кинематографического поколения в »прокате« 1992 года есть свои несомненные лидеры. У »старших« это, бесспорно, Никита Михалков, после непривычной для него паузы, наступившей после »Очей черных«(1987), порадовавший своих поклонников эпической мощью и поэтичностью <Урги> (Главный приз Венецианского фестиваля, »еврооскар« Феликс и т.д.). У младших – Валерий Тодоровский с »Любовью«, хоть и не снискавшей столь громких наград, но достаточно тепло принятой фестивальной и журналистской публикой. Как и в предыдущем году, российские фильмы получают около десятка фестивальных призов… Переживающая поистине второе режиссерское рождение Кира Муратова, каждый свой фильм 90-х превращает в событие отечественной культуры, раз за разом осуществляя свои замыслы, не реализованные в годы цензурных запретов и гонений. Впервые за долгие десятилетия работы над экранизациями к современной теме обращается Михаил Швейцер, а возникший из эмигрантской тиши Михаил Калик ставит чуть старомодную, но искреннюю и эмоциональную картину-воспоминание… К сожалению, фильмы других »мэтров« российского кино – Марлена Хуциева (»Бесконечность«) и Игоря Таланкина (»Бесы«), на мой взгляд, выглядят псевдомногозначительной и нестерпимо скучной архаикой. Хуциевская »Бесконечность«, вероятно, становится самой долгожданной и самой разочаровывающей премьерой года, и приз, полученный ею на Берлинском фестивале, вероятно, нельзя расценивать иначе как дань былым (и несомненным) заслугам старого мастера… Как и в предыдущий, 1992 год радует несколькими весьма крепкими по ремеслу жанровыми фильмами, что, к несчастью, почти не отражается на их прокатной судьбе. Авантюрные комедии »Встретимся на Таити«, »Гений«, »хичкоковский« триллер »Жажда страсти«, едкая сатира »Комедия строгого режима«, мелодрама »Проснуться в Шанхае« при иной социокультурной ситуации могли бы, наверное, сделать их создателей весьма обеспеченными людьми. И все же эти картины, как и прежде, скорее, исключение, чем правило. Не менее двух сотен лент 1992 года, как в художественном, так и в жанровом отношении выглядят обескураживающе убого. Бесспорно, большинство »авторов« этой халтуры составляют волонтеры-дилетанты, бог весть какими способами нашедшие деньги для своих дебютов. Однако отсутствие редакторского ценза не лучшим образом отражается и на работах многих известных кинематографистов, решивших, по-видимому, распрощаться со своими былыми профессиональными »замашками«. Одному богу известно, зачем, к примеру, Сергею Никоненко понадобилось снимать пошлейшую »Брюнетку за 30 копеек« (как, впрочем, и большинство его режиссерских опусов 90-х годов). Ни секс, ни насилие, ни »разоблачуха« с »чернухой« опять не помогают отечественным конъюнктурщикам добиться хотя бы минимального зрительского успеха…
1993 год.
Год новых экономических и политических (октябрьский штурм Останкино и Белого дома в Москве) потрясений. Московский международный кинофестиваль, состоявшейся в июле 1993 года, пожалуй, впервые за всю свою историю испытывает дефицит зрителей. Толпы жаждущих »лишнего билетика«, похоже, навсегда уходят в прошлое. »Объевшаяся« лакомыми и »запретными« в былые времена западными фильмами, массовая аудитория предпочитает смотреть кино по ТВ и видео (уже дома, а не в доживающих последние деньки видеозалах), не соблазняясь ни изумительной цветопередачей фестивального »кодака«, ни громкими именами создателей фильмов. Ушли в прошлое золотые для многих »киношников« времена начала 90-х, когда число режиссеров увеличивалось с геометрической прогрессией. »Частники« все реже вкладывают деньги в убыточное кинопроизводство, неуклонно сокращается и государственная поддержка »десятой музы«. В итоге общее количество фильмов уменьшилось до 152 (то есть упало вдвое по сравнению с 1990 годом). Однако известный принцип »лучше меньше, да лучше« как видно не срабатывает. Пожалуй, впервые за много лет, российское кино весьма скромно звучит на международных кинофестивалях (количество награжденных фильмов снижается до семи). Тепло встреченные российской кинокритикой картины »Барабаниада« Сергея Овчарова и »Макаров« Владимира Хотиненко за границей встречают куда прохладнее, да и остальные художественные кинолидеры 1993 года на главных мировых фестивалях золотых пальм, львов и медведей тоже не обретают… В 1993 году всего становится меньше – почти нет заметных дебютов (Сергей Урсуляк – одно из немногих исключений), »мэтры« былых времен представлены только тремя фамилиями (Петр Тодоровский, Георгий Данелия, Эльдар Рязанов). Былые возмутители спокойствия снимают претенциозные, но крайне неудачные картины (»Мечты идиота«, »Пленники удачи«)… Добротный коммерческий кинематограф также практически сходит на нет. Кроме мелодрамы Дмитрия Астрахана »Ты у меня одна« и комедии Юрия Мамина »Окно в Париж« можно выделить, пожалуй, лишь »Затерянного в Сибири« Александра Митты … Наиболее популярным словом в названиях фильмов года становится »русский« (6 упоминаний): по- видимому, в пику прежней »советскости« и »союзности«; недавние »любовные« и »убийственные« фавориты титров на время скромно отступают в тень…
4. Российское киноискусство 1993 года.
ФИЛЬМЫ »СТАРШЕГО« ПОКОЛЕНИЯ
Анкор, еще анкор! (П.Тодоровский), Макаров (Вл.Хотиненко), Настя (Г.Данелия), Окно в Париж (Ю.Мамин), Предсказание (Э.Рязанов), Увидеть Париж и умереть (А.Прошкин), Удачи вам, господа! (Вл. Бортко)
ФИЛЬМЫ »МЛАДШЕГО« ПОКОЛЕНИЯ
Над темной водой (Дм.Месхиев), Остров мертвых (О.Ковалов), Русский рэгтайм (С.Урсуляк), Ты у меня одна (Дм.Астрахан)
Где-то посередине между этими двумя списками следует, наверное, расположить притчу Сергея Овчарова »Барабаниада«, ибо по стажу работы (да уже и по возрасту) он ближе к старшему поколению российских кинематографистов, но пресса по привычке относит его работы в зачет киномолодежи.
1994 год.
Россияне, похоже, начинают привыкать к заполненным (заграничной продукцией) прилавкам отечественных магазинов. Все больше семей становятся обладателями видеотехники. Относительно спокойный в политическом отношении год в самом его конце запятнан началом чеченской войны, которую официальная пропаганда долгое время пытается выдавать за некий незначительный конфликт, связанный с »восстановлением конституционного порядка на части территории российской федерации«. Год несомненного бенефиса Никиты Михалкова. Оскар и призы Каннского и иных фестивалей, как бы там не возмущались недоброжелатели, просто так не получают. Драма Н.Михалкова »Утомленные солнцем«, на мой взгляд, серьезная художественная удача не только кинематографического года (число снятых фильмов – 68), но и десятилетия. На фоне этого успеха работы остальных режиссеров старшего поколения выглядят куда менее выигрышно. Ни залихватская постперестроечная комедия Андрона Кончаловского »Курочка ряба«, ни стильная, но анемичная »Музыка для декабря« Ивана Дыховичного, ни даже изысканные »Увлечения« Киры Муратовой не становятся подлинными событиями года. Непривычно коротким по сравнению с прошлыми годами выглядит и список успешных дебютантов. Бывший оператор Денис Евстигнеев в гордом одиночестве дополняет недлинный список режиссеров младшего поколения своим »new-Russian« фильмом »Лимита«. В »молодых« конкурентах у него по сути лишь Валерий Тодоровский с »Подмосковными вечерами« и Сергей Ливнев с »Серпом и молотом«. Общее число фильмов, награжденных фестивальными наградами снова не достигает десяти… Добротных коммерческих картин в 1994 году не больше, чем в предыдущем. »Дорога в рай« и… Даже не знаешь, как и продолжать. Не плюсовать же сюда сумбурную конъюнктуру (кстати, мгновенно устаревшую по бытовому материалу) Карена Шахназарова »Сны«, проходящую под грифом <комедия> или скучную мелодраму Валерия Пендраковского »Я свободен, я ничей«… Количество фильмов со словом »русский« в названии падает до трех, столько же картин на разные лады обыгрывает слово »последний«. Любовно-смертельные названия в 1993 году явно выходят из моды (к чему бы это? – вот уж задача для психоанализа)…
5. Российское киноискусство 1994 года.
ФИЛЬМЫ »СТАРШЕГО« ПОКОЛЕНИЯ
Анна: 6-18 (Н.Михалков), Курочка Ряба (А.Кончаловский), Музыка для декабря (И.Дыховичный), Послушай, Феллини! (М.Швейцер), Увлеченья (К.Муратова), Утомленные солнцем (Н.Михалков)
ФИЛЬМЫ »МЛАДШЕГО« ПОКОЛЕНИЯ
Лимита (Д.Евстигнеев), Подмосковные вечера (В.Тодоровский), Серп и молот (С.Ливнев)
1995 год.
Год бессмысленного продолжения чеченской войны при весьма относительной стабилизации российской экономики. Имущественное расслоение россиян обозначается с очевидной пропастью между богатством десятков тысяч и бедностью десятков миллионов… Летом 1995 года скромно проходит очередной Московский международный кинофестиваль, не сумевший привлечь для участия в конкурсе фильмов супер-класса. Количество российских фильмов падает до 46-ти. В виду сокращения числа частных продюсеров, имеющих странное хобби вкладывать деньги в убыточное кино, значительная доля картин снова полностью или частично финансируется государством. Из »русских« фильмов в 1995 году остаются только »Русский паровоз« и »Я – русский солдат«, зато вечная »любовь« снова восстанавливает свои права в названиях (7 упоминаний). После несвойственной им ранее паузы дуэт Абдрашитов-Миндадзе радует российских киноманов драматической комедией »Пьеса для пассажира« (приз на кинофестивале в Берлине). Савва Кулиш и Петр Тодоровский выступают с ретродрамами о жизни послевоенного молодого поколения, пресса принимает их труды довольно сдержанно. Немало споров вызывает драматическая комедия Владимира Хотиненко »Мусульманин«, но поистине под бурные аплодисменты российских журналистов проходит премьера, на мой взгляд, несколько однообразных по комедийным приемам »Особенностей национальной охоты…« (главный приз »Кинотавра«). На фоне этих шумных премьер незаслуженно оттеснена на второй план ироничная и психологически тонкая картина Георгия Данелия »Орел и решка«, повторяя, таким образом, судьбу предыдущей работы мастера – грустной комедии »Настя«. Надо сказать, что именно Данелия, один из немногих (вместе с Муратовой и Михалковым и Рязановым) режиссеров, сумевших поставить в 90-х годах по три и более фильмов, оказался как бы вне »тусовочной« моды из-за своего упрямого нежелания подстраиваться под социальную и кинокритическую конъюнктуру . 1995 год знаменателен возвращением в кинематограф создателя легендарных »Полетов во сне и наяву> Романа Балаяна. Увы, его экранизацию тургеневской «Первой любви», вопреки ожиданиям, иначе как главным провалом года и не назовешь: по-видимому, режиссеру категорически противопоказан длительный простой… С заметными дебютами в игровом кино 1995 года дела обстоят не густо: кроме перешедших из документального и коллажного кинематографа Алексея Учителя и Олега Ковалова назвать вроде бы и некого. Подававшие когда-то определенные надежды дебютанты конца 80-х – начала 90-х Игорь Алимпиев, Лидия Боброва, Сергей Дебижев, Валерий Огородников, Сергей Попов, Светлана Проскурина, Сергей Снежкин, Олег Тепцов, Аркадий Тигай не снимают уже чуть ли не по пять лет: быть может, они оказались не приспособленными к жестоким правилам рынка, где каждый сам должен ухитриться добыть деньги для очередной постановки… Развлекательный кинематограф представлен в 1995 году мелодрамой «Американская дочь», каскадерским боевиком «Крестоносец», комедиями «Московские каникулы» и «Ширли- мырли», которые по меркам середины 90-х годов имеют вполне приличный зрительский успех, во всяком случае, на видео. Автор комедии «Ширли-мырли» Владимир Меньшов, несомненно, рассчитывает вернуть себе былое реноме фаворита кассы, однако зрители, отучившиеся ходить в кино, предпочитают дождаться премьеры капустника В.Меньшова по телевидению (в купе с напористой мелодрамой Евгения Матвеева «Любить по-русски»).
6. Российское киноискусство 1995 года.
ФИЛЬМЫ «СТАРШЕГО» ПОКОЛЕНИЯ
Железный занавес (С.Кулиш), Какая чудная игра (П.Тодоровский), Орел и решка (Г.Данелия), Пейзаж с тремя купальщицами (Вал.Рубинчик), Пьеса для пассажира (В.Абдрашитов), Мелкий бес (Н.Досталь), Мусульманин (В.Хотиненко), Дожди в Океане (В.Аристов)
ФИЛЬМЫ «МЛАДШЕГО» ПОКОЛЕНИЯ
Время печали еще не пришло (С.Сельянов), Все будет хорошо (Дм.Астрахан), Дачники (С.Урсуляк), Мания Жизели (А.Учитель), Особенности национальной охоты (А.Рогожкин), Концерт для крысы (О.Ковалов), Прибытие поезда (А.Хван, А.Балабанов и др.)
Полтора десятка вполне приличных фильмов из 46. По-моему, совсем неплохой итог киногода…
1996 год.
Год бесчисленных политических скандалов в кремлевской верхушке и жесткой предвыборной борьбы за президентское кресло. Год бесславного окончания чеченской войны. Именно в этом году российский кинематограф наконец-то откликается на нее «Кавказским пленником» Сергея Бодрова. На фоне самого низкого за все 90-е годы числа снятых в России фильмов (28) военная драма Сергея Бодрова выглядит несомненным лидером, что немедленно отмечается прессой и фестивальными жюри. Фильм неплохо распространяется и на видеокассетах… В конце 1996 года один из лидеров российского кино 70-х – 80-х Алексей Герман наконец-то сообщает публике, что работа над его многострадальной картиной «из культовых времен» «Хрусталев, машину!», съемки которой растянулись чуть ли не на пять лет, близится к завершению… Старая гвардия представлена в 1996 году Геннадием Полокой и Эльдаром Рязановым и Владимиром Мотылем. Впрочем, работу последнего – крымскую мелодраму «Несут меня кони…» , на мой взгляд, невозможно признать удачной экранизацией чеховской «Дуэли». Нынешний Мотыль, увы, ничуть не напоминает крепкого профессионала «Белого солнца пустыни». Дурная театральщина, которую, как известно всей душой ненавидел Чехов, поистине правит бал в нынешнем опусе «мэтра»…
7. Российское киноискусство 1996 года.
ФИЛЬМЫ «СТАРШЕГО» ПОКОЛЕНИЯ
Кавказский пленник (С.Бодров)
ФИЛЬМЫ «МЛАДШЕГО» ПОКОЛЕНИЯ
Научная секция пилотов (Андрей И.)
Количество российских фильмов в 1996 году сведено практически к трем десяткам названий. Фестивали СНГ-эшного масштаба буквально борются только за то, чтобы добыть мало- мальски пристойную отечественную ленту… По сути, настал римейк «эпохи малокартинья»… Как видите, на сей раз мне удалось включить в свою таблицу только 2 по-настоящему заметных фильма года.
1997 год.
Благодаря сильной притче дуэта Миндадзе-Абдрашитов «Время танцора», фильмам П.Чухрая, К.Муратовой и А.Сокурова общая картина кажется довольно пристойной. На состоявшемся летом 1997 года очередном Московском фестивале одну из главных наград получает драма Александра Сокурова «Мать и сын». Плюс удачный фильм Павла Чухрая (номинация на <Оскар>) «Вор» и очередной экстравагантный и стильный опус Киры Муратовой «Три истории». Самым кассовым (относительно остальных) фильмом года стала криминальная драма Алексея Балабанова «Брат», с ее характерным моральным релятивизмом. Валерий Тодоровский выносит на суть зрителей по-европейски элегантную «Страну глухих» с великолепными актерскими работами Дины Корзун и Чулпан Хаматовой. Однако в целом «малокартинье» продолжается (годовая российкая продукция составила 32 фильма)…
8. Российское киноискусство 1997 года
ФИЛЬМЫ «СТАРШЕГО» ПОКОЛЕНИЯ
Время танцора (В.Абдрашитов), Вор (П.Чухрай), Три истории (К.Муратова),, Мать и сын (А.Сокуров)
ФИЛЬМЫ «МЛАДШЕГО» ПОКОЛЕНИЯ
Брат (А.Балабанов), Страна глухих (В.Тодоровский)
Впрочем, что бы там не снимали российские кинематографисты, и какие бы они не получали призы на фестивалях, молодые зрители продолжают смотреть не штучное, авторское, а развлекательное кино массовой культуры, в основном – западной, американской.
1998 год.
Год очередного финансового кризиса (август 1998) и чехарды в российском правительстве. С лета 1998 съемки многих российских фильмов оказались замороженными: Но все-таки 35 лент в той или иной степени добираются до экранов.
9. Российское киноискусство 1998 года
ФИЛЬМЫ «СТАРШЕГО» ПОКОЛЕНИЯ
День полнолуния (К.Шахназаров), Хрусталев, машину! (А.Герман)
ФИЛЬМЫ «МЛАДШЕГО» ПОКОЛЕНИЯ
Окраина (П.Луцик), Змеиный источник (Н.Лебедев), Про уродов и людей (А.Балабанов).
Старшее поколение представлено, по сути дела, только двумя фильмами «международного класса» – работами Карена Шахназарова и Алексея Германа. Увы, фильм А.Германа в целом оказался не понятым на Каннском фестивале: Алексей Балабанов становится триумфатором «Ники» с картиной, имеющий весьма двойственный моральный смысл (в былые времена фильм наверняка обвинили бы в патологии и перверсии). Бывший киновед Лебедев дебютирует неплохим «хичкоковским» триллером «Змеиный источник». А бывший успешный сценарист Петр Луцик ставит мрачную антиутопию под названием «Окраина».
1999 год.
Год добровольного ухода со своего поста президента Б.Ельцина, очередных парламентских выборов и возобновления полномасштабной войны в Чечне: Год попытки возрождения Московского фестиваля. Усилиями Никиты Михалкова удается подобрать более сильную, чем в последние годы программу. Главный приз присуждается японскому кинопатриарху К.Синдо: Общее количество российских фильмов чуть превышает уровень 1997-1998 годов (41 полнометражная игровая «единица»).
10. Российское киноискусство 1999года
ФИЛЬМЫ «СТАРШЕГО» ПОКОЛЕНИЯ
Молох (А.Сокуров) Сибирский цирюльник (Н.Михалков)
ФИЛЬМЫ «МЛАДШЕГО» ПОКОЛЕНИЯ
Поклонник (Н.Лебедев)
Год триумфального проката романтической мелодрамы Никиты Михалкова «Сибирский цирюльник» и обидных неудач таких известных мастеров, как Владимир Хотиненко («Страстной бульвар») и Василий Пичул («Небо в алмазах»). Пресса усиленно валит такие, на мой взгляд, весьма средние картины, как «Блокпост» и «Барак»: На Каннском фестивале приз за сценарий получает драма Александра Сокурова «Молох», рассказывающая о нескольких днях из жизни Гитлера. Что впереди? Жизнь покажет.

Текст: Александр Федоров
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?