Нелепейшая киноэкранизация популярного японского комикса о войне людей с гигантскими человекоподобными чудовищами
Нелепейшая киноэкранизация популярного японского комикса о войне людей с гигантскими человекоподобными чудовищами.
За сто лет до начала событий фильма на Земле внезапно появились «титаны» – гигантские человекоподобные существа, ведущие себя как бездумные зомби и пожирающие людей заживо. После того как большая часть человечества погибла, оставшиеся в живых укрылись в городе-крепости, защищенном тремя огромными концентрическими стенами. Сто лет люди счастливо жили на этом островке цивилизации, и некоторые даже начали сомневаться в существовании титанов. Но однажды исполинский титан, который был в несколько раз крупнее своих сородичей, пробил брешь во внешней стене, и в нее устремились монстры. Две внутренние стены устояли, но город потерял многих жителей и плодородные земли, кормившие все поселение. Теперь городская армия пытается отвоевать кишащую титанами территорию. В центре событий оказывается юноша по имени Эрен Йегер (Харума Миура) – в прошлом житель внешнего круга, а ныне солдат-волонтер, мечтающий отомстить за погибших сограждан.
Появившись на прилавках Японии в 2009 году, комикс-сериал Хадзиме Исаямы «Атака титанов» быстро выбился в национальные хиты. Его завораживающее сочетание мрачного фэнтези, военной саги, повествования о битвах гигантских существ и апокалиптического зомби-боевика покорило молодых японцев, и сейчас новые выпуски «Атаки» продаются миллионными тиражами. В 2013 году первые главы комикса были превращены в 25-серийное аниме-шоу, и оно помогло творению Исаямы покорить международные рынки. В 2014 году в кинотеатрах Японии показали полнометражный аниме-фильм, смонтированный из первой половины телесериала, а сейчас до национального и международного проката добрался вдохновленный комиксом художественный фильм «Атака титанов. Фильм первый: Жестокий мир».
Новая картина – первая часть дилогии, разработанной режиссером Синдзи Хигути, сооснователем и многолетним сотрудником знаменитой аниме-студии Gainax. Считается, что главный герой культового аниме-сериала «Евангелион» Синдзи Икари был назван в честь Хигути, одного из ведущих создателей шоу. После ухода из Gainax аниматор стал экспертом по кинематографическим спецэффектам, а в 2005 году он дебютировал как кинорежиссер с военно-фантастическим триллером «Лорелай», рассказывавшим о японских подводниках времен Второй мировой войны.
«Атака титанов» – пятая картина Хигути-режиссера, но у нее те же проблемы, за которые в свое время критиковали «Лорелай». Наверно, Хигути стоило остаться супервайзером спецэффектов, а не пробиваться в постановщики – его талант рассказчика оставляет желать лучшего. Очень, очень много лучшего. Из-за бюджетных и временных ограничений и художественных соображений лента Хигути существенно отличается от комикса и аниме, и почти любое сравнение заканчивается не в ее пользу.
Главное изменение, сразу бросающееся в глаза, – это перекореженные (иначе не скажешь!) образы ведущих и второстепенных персонажей. Один японский критик написал в рецензии, что он весь фильм болел за титанов и надеялся, что монстры как можно скорее сожрут героев и отпустят зрителей по домам. Полностью подписываемся. Персонажи аниме не были идеальными, но они вызывали симпатию и уважение, а некоторые – даже почитание. Персонажи же фильма Хигути – сборище чокнутых клоунов, не способных выполнить даже простейший приказ: «Заткнитесь! Титаны ориентируются по звуку!» И это хоть и необстрелянные, но профессиональные военные после продолжительных тренировок!
Выспренняя и неубедительная игра, странное кривляние, дурацкое поведение, неуклюжие диалоги – все это раздражает донельзя. А раз японцы критикуют ленту за все то же самое, то на культурные различия тут не сослаться. Хигути завалил работу с актерами и по нашему, и по японскому счету. А что он сделал с некоторыми из лучших персонажей Исаямы… Когда смотришь фильм глазами фаната «Атаки», хочется сделать режиссеру больно за одно то, что он превратил Микасу из приемной сестры Эрена в его девушку. Это как если бы экранизатор «Анны Карениной» вычеркнул из сюжета Вронского и назначил любовником героини Стиву Облонского. Маразм!
Поскольку фильм идет всего полтора часа и охватывает существенную часть зачина комикса, сюжет картины максимально упрощен, и смотреть его ради всех тех человеческих интриг и конфликтов, которыми наполнен оригинал, бессмысленно. Их в «Жестоком мире» просто нет. «Человеческие» эпизоды ленты – это вложенное в уста персонажей описание мира, в котором они живут, и требуемая блокбастерным ритмом разговорная прослойка между тремя основными боевыми сценами – в начале фильма, в середине и в его кульминации.
Понятно, что киноверсия «Атаки» создавалась в основном именно ради гротескных экшен-сцен, в которых титаны пожирают людей и разрушают дома, а солдаты пытаются от них отбиться – сперва с помощью бесполезных против монстров пушек, а затем с помощью эффектно смотрящихся приспособлений с тросами и крюками, которые позволяют героям летать по воздуху на манер Человека-паука (эти приспособления работают примерно так же, как выстреливаемая супергероем паутина, и они тоже цепляются к небоскребам) и убивать титанов, перерезая им позвонки в области шеи.
Реализованы эти сцены настолько удачно, насколько их можно было реализовать с отнюдь не голливудским спецэффектным бюджетом, и выглядят они масштабно, динамично и кроваво («Жестокий мир» – отнюдь не детская лента). Но вот беда – все попытки режиссера нагнать жути разбиваются об то, что изображающие титанов полуголые люди, «увеличенные» с помощью комбинированных съемок, выглядят просто смешно. Трудно воспринимать всерьез голого мужика с отвисшим животом, даже когда картина уверяет зрителей, что это гигантский зомби, пожирающий людей. Да, титаны в аниме выглядели так же, но стилизованность графики делала их не столь нелепыми, какими они получились в кино, где их сыграли реальные люди. И, кроме того, аниме-«Атака» никогда не претендовала на хоррорность, а лента Хигути на нее претендует – и проваливается. Хотя и не так сильно, как в случае с персонажами Исаямы.
В общем, если вы ничего не знаете об «Атаке», то вы вряд ли поймете из фильма, почему это популярнейший комикс. А если вы поклонник Исаямы и вы хотите узнать, как «Атака» выглядит в киноверсии, то приготовьтесь расстроиться и разозлиться. Это определенно не та экранизация, которой комикс заслуживает.
С 3 сентября в кино.