К ежегодной церемонии вручения «Оскара» вспоминаем фильмы ужасов, к счастью, не обделённые вниманием киноакадемии. От классики 30-х до современных остросоциальных страшилок, от технических номинаций до золотых статуэток лучшим актёрам, актрисам и фильмам — порой «Оскар» действительно может удивлять.
Давным-давно «Оскар» не был настолько популярен и вокруг лауреатов не разгорались жаркие дебаты длиною в месяцы, а то и годы. Как раз в это время статуэтку за главную мужскую роль получил Фредрик Марч, который сыграл двух разных персонажей до того, как это стало мейнстримом: его перевоплощения то в скромного доктора Джекилла, то в буйного и одиозного мистера Хайда не могли оставить публику равнодушной. Тут, впрочем, стоит отметить две вещи: во-первых, эта же награда досталась ещё и Уоллесу Бири за перформанс в «Чемпионе», а во-вторых, экранизация Стивенсона имела все шансы взять статуэтки за лучший адаптированный сценарий и операторскую работу. В общем, раньше фильмы ужасов, как можно понять, ценили и оценивали куда благосклоннее.
Фильмам Романа Полански не привыкать оказываться на «Оскаре», но из всей квартирной трилогии автора только «Ребёнок Розмари» попал в список номинантов и даже удостоился одной статуэтки. Как и в случае с «Доктором Джекиллом и мистером Хайдом», лауреатом стал актёр. Точнее, актриса Рут Гордон, сыгравшая престарелую соседку, Минни, которая, как вскоре выясняется, является сектанткой и служит дьяволу. Интересно, что фильм номинировался ещё и за лучший адаптированный сценарий (основан на одноимённом романе Айры Левина), но проиграл в гонке рыцарской драме «Лев зимой» с Кэтрин Хепберн и Энтони Хопкинсом.
Несмотря на то что эта картина обзавелась репутацией «проклятого фильма» (мол, на сеансах зрителям становилось плохо, а кто-то даже умирал прямо в кинозале), никакое проклятие не помешало ему быть номинированным в 10 категориях «Оскара»: от «лучшего фильма» и «лучшего режиссёра» (Уильям Фридкин) до «лучшей операторской работы» (Оуэн Ройзман), «лучшего монтажа», а также трёх актёрских работ. Однако статуэтки картина получила за адаптированный сценарий и лучший звук, причем в первой номинации обошла «Серпико» Сидни Люмета и «Бумажную луну» Питера Богдановича. Похожие завидные результаты через несколько десятков лет повторит только «Прочь» Джордана Пила, но о нём мы ещё успеем рассказать.
Классический хоррор Стивена Спилберга про зубастую акулу-убийцу не только начал эпоху летних блокбастеров, но и постоянно мелькал во времена наградного сезона. Правда, преимущественно в технических номинациях (на «Оскаре» он, например, взял награды за лучший звук и лучший монтаж, а также опередил «Пролетая над гнездом кукушки» в голосовании за лучший саундтрек), однако у него ещё и была призрачная возможность получить статуэтку в категории «лучший фильм». Тогда вместе с «Челюстями» номинировались небезызвестные «Барри Линдон», «Собачий полдень» и «Нэшвилл», а увела главный приз из-под носа у Спилберга вышеупомянутая лента о психлечебнице с Николсоном в главной роли.
Тут стоит оговориться, что «Чужой», первый фильм серии, тоже получал награды на «Оскаре»: картина Ридли Скотта взяла приз за лучшие эффекты и была номинирована в категории «лучшие декорации». Однако продолжение Джеймса Кэмерона, при всём уважении к оригиналу, на вручении 1987 года было значительно, скажем так, востребованнее. Наград всего на одну больше — к лучшим эффектам присоединился лучший монтаж звука, — а вот количество номинаций действительно впечатляет: от лучшего звука и лучших декораций до лучшей женской роли (Сигурни Уивер). В общей сложности картина была представлена в 7 категориях, что удаётся даже не всем фильмам-победителям.
Если в списке хорроров у вас нет экранизации Стивена Кинга, значит, что-то пошло не так. «Мизери» — одна из самых успешных и известных адаптаций книг Короля Ужасов, которая получила не только зрительскую любовь, но и признание членов киноакадемии. В отличие от «Чужих», она не может похвастаться огромным количеством номинаций, но приз за лучшую женскую роль можно считать более чем достойным ответом. Кэти Бэйтс, сыгравшая сумасшедшую женщину, держащую больного писателя в плену, по мнению голосующих, оказалась убедительнее, чем Джулия Робертс из «Красотки» и Мэрил Стрип из «Открыток с края бездны».
Скорее триллер, чем хоррор, но в ряду таких же жанровых работ «Молчание ягнят» выглядит истинным триумфатором «Оскара». 5 золотых статуэток и 2 номинации, за лучший звук и лучший монтаж, — пожалуй, главное доказательство того, что киноакадемия может выйти из зоны комфорта и отдать призы совершенно не конвенциональному для премии фильму. Как итог — награды лучшему режиссёру (Джонатан Демме) и актёру (Энтони Хопкинс), лучшей актрисе (Джоди Фостер), лучшему адаптированному сценарию и, наконец, приз лучшей картине года. Впрочем, всё это выглядит не так убедительно, если понять, что культовый статус, завоёванный лентой, сейчас куда важнее.
В начале года сложно было предсказать, что хоррор о расизме станет одним из фаворитов оскаровской гонки, но Джордан Пил умеет удивлять. Из четырех номинаций (лучший режиссёр, лучший актёр, лучший фильм и лучший сценарий) лишь одна, последняя, обернулась статуэткой. Но даже это позволило говорить о новых временах на «Оскаре» — наступление эпохи не только триумфа жанра, но и окончательного становления «чёрного кино» не как части культурного гетто, а как общего мейнстримного направления. Отчасти это позволило сформироваться целой плеяде темнокожих авторов, рассказывающих о проблемах расизма в рамках хорроров: от Джастина Симиена («Мои волосы хотят убивать») до Реми Уикса («Его дом»).