Что посмотреть
Последний богатырь. Наследие Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneP4VtXkezW
Статьи о кино

Ангел-истребитель

Шарлиз Терон могла бы делать карьеру лишь за счет своей потрясающей внешности, но суперзвезда не довольствуется «торговлей лицом». Она ищет роли, которые бы стали для нее профессиональным вызовом

Добавить в закладки
Ангел-истребитель

Мы не можем до выхода фильма в России раскрыть все его тайны, но мы многое можем рассказать о ленте, в которой главная героиня отправляется в Берлин накануне падения Берлинской стены в 1989 году, чтобы расследовать убийство коллеги-шпиона и раздобыть документы, за которыми тот охотился. Так много крови в Германии не лилось с 1945 года!

Предыстория фильма

Когда советские войска рвались на Берлин, они верили, что война закончится, когда красный флаг взовьется над гитлеровским логовом. Однако в 1945 году завершилась лишь Великая Отечественная война. Глобальное противостояние между СССР и Западом продолжилось. К счастью, оно больше не уносило миллионы советских жизней. Но люди продолжали погибать – как в странах вроде Вьетнама, так и в городах вроде разделенного Берлина, где политическое напряжение было особенно высоким.

Берлин был не просто точкой соприкосновения советского и капиталистического миров. Он был символом холодной войны, привлекавшим всеобщее внимание. Говорят, что он был так сильно наводнен шпионами с обеих сторон, что они постоянно натыкались друг на друга. Со временем агенты образовали причудливое сообщество, где все всех знали, но никто никому не доверял.

Возможно, это досужий миф. Но этот миф стал такой же частью холодной войны, как ее реальные события. И когда в конце 2000-х британский сценарист Энтони Джонстон решил сочинить комикс для взрослых о холодной войне, он вдохновился шпионским мифом и выбрал местом действия Берлин – точнее, его восточную и западную части, которые в течение действия комикса триумфально смыкаются.

В 1989 году, когда Берлинская стена пала, Джонстон был старшеклассником, и увиденные по телевизору события навсегда врезались ему в память. Он рос с ощущением, что холодная война будет вечной. Как и многие люди по обе стороны баррикад, он не мог поверить, что Германия воссоединится и что СССР падет, а не уничтожит Запад в третьей мировой войне. Так что два десятилетия спустя, уже будучи опытным автором независимых комиксов и соавтором известной хоррор-видеоигры Dead Space, Джонстон счел, что падение Берлинской стены будет ярким фоном для шпионской истории, которая вращается вокруг досье на тайных берлинских агентов с обеих сторон. К кому бы ни попало это досье, противная сторона будет в большом проигрыше, потому что ее люди и их темные дела будут у врагов как на ладони.

Как обычно в подобных историях, удивительное досье – это лишь «макгаффин», повод для действия, который важен для персонажей, но не важен для читателей или зрителей. Какая разница, какие вымышленные имена есть в списке? Главное, что агенты с обеих сторон готовы на все, чтобы заполучить досье. И так как британские власти не слишком доверяют своим людям в Берлине, поскольку те коррумпированы причудливым шпионским миром на стыке Востока и Запада, то разведка МИ-6 посылает за досье женщину-суперагента Лоррейн Бротон, которая давно участвует в холодной войне, но никогда прежде не была в Берлине.

Так начинается сюжет комикса «Самый холодный город», созданного Джонстоном вместе с художником Сэмом Хартом – британцем, который живет в Бразилии и обычно сотрудничает с соавторами через Интернет. Джонстон и Харт лишь несколько раз лично встречались, когда пересекались на комиксных конвентах, но это не помешало им в 2012 году выпустить нуарный шпионский комикс, вдохновленный книгами Джона Ле Карре и Яна Флеминга, а также западными шпионскими фильмами.

«Самый холодный город» не стал суперхитом, но он привлек внимание многих ценителей шпионских историй, а затем и голливудских продюсеров, ищущих проверенный на публике материал для экранизаций. И вскоре нашлась женщина, готовая заплатить за права на «Город». Ею была голливудская звезда Шарлиз Терон, которая еще в начале 2000-х открыла собственную кинокомпанию Denver and Delilah Productions, названную в честь двух ее собак, Денвера и Делайлы. Первым продюсерским проектом Терон стал «Монстр», который принес звезде актерский «Оскар» и «Золотой глобус». Кстати, продюсирует Терон не только ленты, в которых играет. Так, в 2016 году она выпустила медицинский байопик Джерарда Барретта «Разум в огне» с Хлоей Грейс Морец.

Почему «Самый холодный город» привлек Терон? Потому что актрисе хотелось доказать, что она может быть полноценной экшен-героиней – не хакершей за спинами «крутых» парней и не привлекательной участницей «крутой» команды, а жесткой женщиной, которая в одиночку стоит в центре боевикового сюжета и в одиночку расправляется с врагами и вражескими прихвостнями.

Терон уже играла такую роль в фантастическом боевике «Эон Флакс», но картина Карин Кусамы, основанная на мультсериале MTV, по многим причинам не получилась и провалилась в прокате. Она собрала всего 52 миллиона долларов при бюджете в 65 миллионов, что очень больно ударило по карьерам Терон и Кусамы. Мало того, тогда, в 2005-м, даже пошли закулисные разговоры, что вовсе не надо поддерживать боевики с женщинами в главных ролях, поскольку, мол, мужчины на такие ленты не рвутся, а они являются основной аудиторией боевиков. Для убежденной феминистки Терон это была очень обидная неудача, и женщина, которая с детства не привыкла сдаваться, мечтала реабилитироваться в собственных глазах, а также в глазах публики.

«Самый холодный город» почти ничем не напоминал «Эон Флакс» по содержанию, но он был родственной историей по сути. Его главная героиня также в одиночку сражалась против всего мира, и сюжет комикса можно было превратить в эффектный боевик – только уже не фантастический, а шпионский и отчасти реалистичный. Никаких комиксных суперспособностей. Лоррейн побеждала не за счет сверхталантов, а за счет боевого мастерства и несгибаемой воли. Терон это очень импонировало.

Оформив в 2012 году права на экранизацию «Самого холодного города», Терон и ее напарница-продюсер Бет Коно провели следующие три года в поисках финансирования. Кстати, Коно начинала как помощница Терон и получила повышение, когда актриса начала расширять свой профессиональный бизнес. Теперь Коно отвечает за разработку и сопровождение проектов, в которые Терон вкладывается.

Тень «Эон Флакс» продолжала преследовать Терон и мешать ее замыслам, пока в 2015 году не вышел «Безумный Макс: Дорога ярости». Роль Фуриозы была скорее просто «крутой», чем полноценно боевиковой, и основным экшен-героем ленты был заглавный Безумный Макс в исполнении Тома Харди. Но Терон произвела столь сильное впечатление на зрителей, критиков и продюсеров, что в нее вновь поверили как в экшен-героиню. Многие говорили, что она переиграла Харди, хотя обычно это очень трудно. В результате создатели «Форсажа» пригласили Терон на главную злодейскую роль в «Форсаж 8», а студия Focus Features (подразделение Universal Studios, занимающееся среднебюджетным кино) согласилась вложиться в экранизацию «Самого холодного города», которая со временем получила название «Взрывная блондинка». Естественно, проект был оплачен при условии, что Терон сыграет главную роль и продолжит руководить картиной как продюсер.

Работа над фильмом

Одной из проблем «Эон Флакс» было то, что постановщица Карин Кусама снимала феминистское кино про мужественных женщин, но тяготела к эстетским завихрениям, которые не очень подходили для жанровых коммерческих постановок. Из-за этого у нее были конфликты с продюсерами, в которых она не всегда побеждала, и лента в итоге получилась ни рыба ни мясо.

Терон не хотела повторить эту ошибку. Она решила, что ей нужен режиссер, который знает боевики и любит их создавать, а не снимать что-то другое, замаскированное под боевик. Поэтому, когда Терон проводила кастинг режиссеров и выслушивала их видения будущей ленты, она остановилась на Дэвиде Лейтче и Чэде Стахелски. Лейтч и Стахелски долгое время работали как каскадеры и постановщики боевых сцен над такими лентами, как «Матрица» и «300 спартанцев», а затем объединили усилия и вместе сняли «Джона Уика» с Киану Ривзом (в титрах только Стахелски был указан как режиссер, но на деле напарники трудились вдвоем). «Взрывная блондинка» была для них естественным развитием карьеры, поскольку от них вновь требовалось снять реалистичный среднебюджетный боевик с харизматичной звездой в главной роли. Только теперь речь шла уже не о мужчине, а о женщине.

Шарлиз Терон и Дэвид Лейтч

Однако поработать над «Блондинкой» вместе напарники не смогли. Вскоре стало известно, что нужно снимать «Джона Уика 2», а Терон ждать не собиралась. Так что Лейтч и Стахелски вынужденно разделились. Стахелски, у которого давние близкие отношения с Ривзом (будущий режиссер дублировал звезду в «Матрице»), занялся «Джоном Уиком 2», а Лейтч продолжил работать над «Блондинкой».

Некоторые режиссеры, с которыми общалась Терон, полагали, что «Самый холодный город» нужно превратить в серьезную шпионскую драму вроде «Шпион, выйди вон!». Лейтч и Стахелски же сразу поняли, что нужно Терон. Актриса ничего не имела против драм и периодически в них снималась, но новое кино должно было превратить ее в блестящего суперагента, которому полагались приключения и подвиги, а не вдумчивые разговоры о тонкостях морали и политики. Так что соавторы предложили проект, излучающий не интеллект, а крутость. Лоррейн должна была эффектно одеваться, эффектно драться, эффектно соблазнять… В общем, быть Джеймсом Бондом в юбке, только более жестким и лучше смотрящимся без одежды.

Окружение у Лоррейн должно было быть соответствующим – колоритным, нескучным, донельзя атмосферным, мрачноватым и иронично-циничным. В общем, в духе «Казино “Рояль”», но с существенно меньшим бюджетом и в расчете на рейтинг R, а не PG-13. То есть с более откровенными эротическими сценами, с более кровавыми схватками и с грязными ругательствами. Хотя Лоррейн порой выглядит как светская дама, она всегда готова выругаться, если дела идут наперекосяк.

Писать сценарий экранизации был приглашен еще один специалист по тестостерону на экране – сценарист «300 спартанцев» и «300 спартанцев: Расцвет империи» Курт Йонстад. Он также известен как соавтор уникальной ленты «Закон доблести» – боевика об американских спецназовцах, в котором главных героев играли настоящие «морские котики» на действующей службе.

Когда однажды на совещании между Терон, Коно и Йонстадом зашла речь о том, как сделать «Взрывную блондинку» уникальным шпионским фильмом, сценарист предложил превратить Лоррейн в бисексуалку. Пусть, мол, у нее в Берлине будет любовная связь не с мужчиной, а с женщиной – с французской сотрудницей разведки, которая ввязывается в противостояние британцев и русских. При этом у Лоррейн были и отношения с агентом-мужчиной, убийство которого заставляет МИ-6 послать женщину в Берлин. Это не только делает Лоррейн уникальной в шпионском кино, но и подчеркивает ее непредсказуемость и универсальность, делающие женщину незаменимой для ее начальников в Лондоне. Терон очень понравилась эта «прогрессивная» идея (напомним, что она уже играла лесбиянку в «Монстре»), и в сценарий была вписана лесбийская любовная сцена.

По пути из комикса на экран изменился и Дэвид Персиваль – тайный резидент МИ-6 в Берлине, к которому «в гости» приезжает Лоррейн. В оригинале это пожилой мужчина, который заметно старше Лоррейн и который не доверяет ей уже потому, что она – женщина на мужской работе. В фильме же Персиваль – ровесник героини, и он не доверяет Лоррейн, потому что видит в ней соперницу и рассчитывает, что сам, без помощи лондонской красотки, добудет ценное досье и гарантирует себе повышение по службе. Экранный Персиваль ничуть не консервативен. Наоборот, он свой человек в берлинском подпольном мире с его очень свободными нравами. И именно поэтому в Лондоне Дэвиду перестали доверять. По мнению боссов, резидент в Берлине «одичал».

Джеймс МакЭвой и Дэвид Лейтч

Роль Дэвида получил шотландец Джеймс МакЭвой, который приехал на съемки «Взрывной блондинки» прямо со съемок «Сплита». Во время работы над этой картиной актер повредил руку, и его повязку пришлось срочно вписать в сценарий (чтобы сохранить интригу, не будем рассказывать, как Дэвид использует гипс). МакЭвой может играть героические роли, как он это делает в цикле «Люди Икс», но лучше всего у него получаются сомнительные, двойственные персонажи вроде маньяка с размножением личности из «Сплита» или коррумпированного полицейского из «Грязи». Так что образ колоритного шпиона-распутника налез на него как влитой.

Роль французского агента Дельфин Ласаль (той самой, которая оказывается с Лоррейн в постели) получила алжирка София Бутелла, которая после недавней «Мумии» в представлении не нуждается. Голос эльфа Добби из «Гарри Поттера» Тоби Джонс сыграл начальника Бротон из МИ-6 Эрика Грея, а знаменитый голливудец Джон Гудман изобразил высокопоставленного цэрэушника Эммета Курцфелда, который курирует операцию Бротон как «старший товарищ из старшей страны». Эдди Марсан (инспектор Лестрейд из фильма «Шерлок Холмс») получил роль двойного агента по кличке Бинокль, который работает в тайной полиции ГДР и сотрудничает с британской разведкой. Известный немецкий актер Тиль Швайгер сыграл загадочного Часовщика – берлинского тайного агента, тесно связанного с преступным миром.

А кто же изображал русских противников Лоррейн? Понятно, не русские актеры. Это было бы слишком жирно. Дебютировавший в англоязычном кино датчанин Роланд Мюллер сыграл безжалостного агента КГБ Александра Бремовича, который руководит советскими шпионами в Берлине, а засветившийся в «Игре престолов» исландец Йоуханнес Йоуханнессон изобразил агента КГБ Юрия Бахтина, который пытается вести свою игру в общей неразберихе. Интересно, не назвали ли его в честь знаменитого философа Михаила Бахтина? Характерно, что оба главных русских бородаты, и выглядят они как бандиты, а не как сотрудники советской военизированной организации. Голливуд в своем обычном амплуа…

На съемочной площадке фильма "Взрывная блондинка"

Поскольку Восточный Берлин сейчас не очень похож на то, как он выглядел в 1989 году, съемки «Взрывной блондинки» начались в Будапеште – обычном месте назначения для голливудцев, когда те хотят снять что-то советское. В дальнейшем, однако, группа в основном снимала в Берлине – на городских улицах и в павильонах знаменитой студии Babelsberg Studio, старейшей крупной киностудии в мире и крупнейшей киностудии в Европе. Это хорошо знакомое для Шарлиз Терон место, потому что там в прошлом десятилетии снималась «Эон Флакс». Также там создавались две заключительные серии «Голодных игр».

На съемках «Эон Флакс» Терон повредила шею во время исполнения трюка, и съемки пришлось на месяц остановить, пока актриса лежала в больнице и выздоравливала. Это отличный пример того, почему продюсеры настаивают на том, чтобы звезд подменяли каскадеры. Однако Терон тогда продолжила выполнять трюки после возвращения на студию. На съемках же «Взрывной блондинки», где она сама была продюсером, никто не мог ей помешать делать то, что она хотела делать.

Понятно, превращение в суперагента потребовало многомесячных тренировок, причем под руководством сразу восьми тренеров – специалистов в разных областях. У нее была определенная «база», но над многим пришлось работать с нуля. После первых недель Терон засомневалась, что выдержит режим, при котором ее каждый день тошнило от физических нагрузок. Но Лейтч убедил ее, что вскоре она привыкнет к такому режиму, и теперь она благодарна режиссеру и собственному упорству, что тогда не сдалась и научилась всему – от стрельбы до бросков из арсенала дзюдо. Терон тренировалась в одном зале с Киану Ривзом, который столь же упорно готовился к «Джону Уику 2», и они часто вместе практиковались.

Терон довольно рослая для женщины, но в сравнении с теми, с кем ей предстояло драться, она все равно не выглядела мощно. Поэтому Лейтч решил, что придумает для героини особый боевой стиль, подходящий для женщины, которой приходится драться с крупными мужчинами. Основа этого практичного стиля – удары локтями и сильные пинки, которые болезненней, чем обычные для мужчины удары кулаками. Лоррейн не может превзойти противников в грубой силе, и она побеждает за счет точно рассчитанных ударов, яростной атаки и изобретательного использования подручных средств, от высокого каблука до электроплитки. Все это, естественно, было тщательно продумано и отрепетировано, и Терон обошлась без серьезных травм. Она лишь повредила два зуба, потому что от напряжения слишком сильно сжала челюсти, и ей понадобилась помощь стоматологов.

Апофеозом тренировок Терон и фантазии Лейтча стала непрерывная шестиминутная сцена почти без монтажных склеек, в которой Лоррейн в полузаброшенном доме отбивается от взвода русских агентов. Каждый из них довольно долго с ней дерется, и к концу схватки женщина едва стоит на ногах – в то время как ее противники лежат мертвыми. Лейтч давно задумал такой фрагмент со своими друзьями-каскадерами, но он никак не мог найти актера, который бы смог исполнить главную роль в такой тяжелейшей и утомительнейшей сцене. Лишь Терон, на его взгляд, оказалась способна сыграть в таком эпизоде, и актриса действительно справилась с поставленной перед ней задачей, хотя ей пришлось выложиться на 200%. В результате получилась лучшая сцена картины и одна из лучших рукопашных сцен во всей истории боевиков.

В сравнении с этой «пыткой» съемка лесбийской сцены с Софией Бутеллой была для Терон отдыхом. Бутелла волновалась куда сильнее Терон, и ее можно понять. Любой бы волновался, окажись в одной постели с обнаженной суперзвездой… Обеим женщинам помогло то, что в прошлом они занимались танцами, так что чужая женская нагота для них привычна. В общем, съемки были очень веселыми!

Персонажи «Взрывной блондинки»

Кадр из фильма "Взрывная блондинка"

Лоррейн Бротон – главная героиня фильма. Один из ведущих агентов британской разведки МИ-6, она специализируется на силовых операциях против советских стран. Начальство направляет ее в Берлин, чтобы расследовать убийство сотрудника МИ-6 и найти уникальное досье, которое тот пытался заполучить. Лоррейн блестяще владеет боевыми искусствами, и она с готовностью убивает и избивает, когда ей грозит опасность. Впрочем, она может быть и соблазнительной, если в этом есть необходимость. Лоррейн сыграла Шарлиз Терон.

Кадр из фильма "Взрывная блондинка"

Дэвид Персиваль – главный герой картины. Давнишний тайный резидент МИ-6 в Берлине, Дэвид знает всех в подпольном мире города. Он развратен и эксцентричен, но своей профессией владеет. Из-за того, как он себя ведет, ему не слишком доверяют в Лондоне. Дэвида сыграл Джеймс МакЭвой.

Александр Бремович – главный злодей картины. Резидент КГБ в Берлине, Бремович, как и Лоррейн, пытается раздобыть досье на городских тайных агентов. Он готов на любые пытки и убийства, чтобы выполнить задание, и у него под началом немало хорошо подготовленных сотрудников. Бремовича сыграл Роланд Мюллер.

Бинокль – сотрудник восточногерманской тайной полиции «Штази», известный под оперативным псевдонимом. Это двойной агент, и он надеется, что если поможет британцам, то они переправят его и его семью на Запад, подальше от германских коммунистов. Бинокля сыграл Эдди Марсан.

Кадр из фильма "Взрывная блондинка"

Дельфин Ласаль – тайная сотрудница французской разведки, которая работает в Берлине. Ласаль следит за Лоррейн, и у них завязывается роман без обязательств. Дельфин сыграла София Бутелла.

Кадр из фильма "Взрывная блондинка"

Эммет Курцфелд – высокопоставленный сотрудник ЦРУ. Он приезжает в Берлин, чтобы проследить за тем, как Лоррейн выполняет свое задание. Позднее он присутствует на разбирательстве в Лондоне, когда Лоррейн допрашивают о том, что случилось в Берлине. Курцфелда сыграл Джон Гудман.

Кадр из фильма "Взрывная блондинка"

Эрик Грей – непосредственный начальник Лоррейн. Он посылает ее в Берлин, а затем допрашивает ее после возвращения в Лондон. Грея сыграл Тоби Джонс.

Ожидания

«Взрывная блондинка» обошлась инвесторам в 30 миллионов долларов. Эту сумму не очень сложно окупить, но среднебюджетные шпионские триллеры в последнее время – не самый надежный жанр. Зато если все получится, то Терон сможет с полным основанием сказать, что это ее заслуга. Ведь зрители придут в кино, чтобы увидеть, как она дерется, как она занимается любовью с женщиной и как она убивает людей под западную и советскую музыку (в саундтрек затесался Высоцкий!). В фильме есть не только это, но это главное и самое эффектное.

Рецензии на «Взрывную блондинку» не самые лестные, но благоприятные. Боевые сцены понравились критикам куда сильнее, чем все остальное, что для боевика вполне допустимо, хотя и не здорово – в отличном кино все должно быть прекрасно. Но давайте смиримся с тем, что снимать «обычные» сцены Дэвид Лейтч еще только учится. Главное – экшен у него получается, а «Взрывная блондинка» смотрится лучше, чем «Джон Уик». И не только потому, что в кадре убийственно красивая женщина, а не грустный Киану.

Текст: Борис Иванов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?