Вина за этот неуклюже предсказуемый, проходной, серый триллер, в котором даже приличные актеры раскрыться не смогли, полностью лежит на режиссерском неумении втянуть зрителя в экранное действие
Каждое утро Кристин начинается с чистого листа – в результате аварии женщина потеряла способность к долгосрочной памяти и помнит лишь события текущего дня. Терпеливый любящий муж Бен каждое утро заново рассказывает Кристин об их встрече, знакомстве, свадьбе и аварии, женщине остается лишь довериться человеку, который не оставил ее в столь тяжелом недуге. Однако историей болезни Кристин внезапно интересуется нейропсихолог доктор Нэш, он предлагает Кристин необычный способ развивать память – каждый день женщина записывает видеообращение к самой себе, где делится своими мыслями о происходящем. Буквально за две недели Кристин приходит к выводу, что в ее жизни с Беном до аварии и после слишком много белых пятен…
Добротный актерский состав – это если не половина дела, то добрая его четверть. Имея в обойме весьма компактного триллера Николь Кидман, Колина Ферта и Марка Стронга, жаловаться на судьбу не приходится, нужно лишь брать быка за рога и делать свое дело. Постановщику фильма «Прежде чем я усну» Роуэну Жоффе удалось удивительно бездарно распорядиться выданным авансом и создать максимально безликую ленту, которой нечем зацепить зрителя, а следовательно, незачем оставаться в памяти. И пусть вас не смущает знакомая фамилия – Роуэн всего лишь сын знаменитого Роланда Жоффе, автора знаменитых «Полей смерти» и «Алой буквы», подходить к его творчеству с мерилом отца негоже. Но и в ряду работ самого Жоффе-младшего «Прежде чем я усну» вряд ли займет высокое место.
В чем же дело? Как и множество посредственных триллеров, картина Жоффе страдает понятным и весьма распространенным недугом – имея на вооружении одну-единственную сюжетную фишку, очень сложно наращивать нарратив или даже держать единый уровень повествования на протяжении всего хронометража ленты. Да, в «Прежде чем я усну» всего одна тайна, и как сценарий ни пытается выставить собственное расследование героини Кидман чередой пугающих открытий, ничего большего, нежели зевота зрителя и мысль «поехали дальше», каждый последующий шаг «поисков истины» не вызывает. Это вам не «Помни» с его слегка «двинутой», но затягивающей последовательностью эпизодов, в «Прежде чем я усну» все проще – новое утро, звонок от доктора с напоминанием о видеодневнике, редкие вспышки воспоминаний, неудобные вопросы мужу. Тоска.
Возможно, повествование вышло бы более живым, добавь постановщик красок и деталей в свой рассказ, но ничего этого нет – картина ровно такая же серая, как палитра осенней Британии, а герои редко выбираются за пределы дома или автомобиля. Впрочем, даже в четырех стенах Кристин слишком быстро для человека с не слишком твердой психикой и больного, не имеющего иной опоры, кроме мужа, начинает подозревать супруга в злых намерениях. Но Жоффе не отвлекается на такие мелочи, ложные версии и тупиковые варианты его интересуют мало, он прямолинеен и с упорством носорога мчит к своему финалу – и вполне очевидному, и не слишком изобретательному.
Больнее всего эта прямолинейность ударяет по актерам, словно стоящие на ленте эскалатора пассажиры, они совершенно скованы в своих действиях, а эмоции их слишком мимолетны, чтобы в них погрузиться с головой. Персонажу Марка Стронга играть совсем нечего, фактурный актер изображает вешалку для врачебного халата. Обычно крайне разноплановый даже в пределах одной картины Колин Ферт, кроме весьма искренней усталости, на экране не играет ничего.
Но наиболее слабо выглядит Николь Кидман, в угоду динамике Жоффе избавился от повторяющегося утреннего «кошмара» беспамятного пробуждения Кристин, но вместе с тем Кидман потеряла точку отсчета эмоций своей героини. В результате персонаж постоянно пребывает в какой-то эмоциональной невесомости, актриса находится в прострации, а зритель поглядывает на часы.
Кинематографические упражнения с манипуляцией памятью – дело деликатное, и не столько оттого, что, как и в сюжетах с путешествиями во времени, в воспоминаниях можно заблудиться. «Игры» с памятью требуют особого настроя, погружения в мысли, настроение, тревогу героев. Если какого-то из этих компонентов не хватает, триллер не сработает, а в памяти зрителя уже через пару часов после сеанса не останется намека даже на название картины. И уж точно про ленту Жоффе не вспомнят те, кто в кинотеатре уснул, а такие точно будут.