"Атлантида" - новая картина Александра Павловского. В тридцатилетней кинобиографии этого режиссера с Одесской киностудии "Атлантида" - второй фильм, о котором нужно произнести более нескольких слов. Первым был полюбившийся всем "Зеленый фургон", снятый в 1983 году по повести А.Козачинского. Остальные ленты, в том числе "Трест, который лопнул", "Светлая личность", "Ребенок к ноябрю", "Зефир в шоколаде", являлись вульгарными и халтурными попытками развлечь массового зрителя, поскольку автор исходил из идеи, что люди обожают плохой кинематограф и предпочитают смотреть всякий вздор.
"Атлантида" - тоже халтура, но имеющая принципиально иного адресата. Трансформация контекста и есть самое интересное в "Атлантиде". Обывателя, телевизионного зрителя "Зефира в шоколаде" сменяет шоу-бизнес и столичный истеблишмент. Его представители - Юлия Рутберг, Александрина Маркво, Алсу и другие - так или иначе задействованы в фильме.
"Атлантида" - семейный подряд уже покинувших родные пенаты Одессы "птенцов гнезда". Сценарий написан дочерью режиссера. Спродюсирован зятем - Евгением Улюшиным совместно с Дмитрием Харатьяном. Одну из ролей сыграла внучка Павловского, Ася Улюшина. "Атлантида" привлекает честностью и чистотой интенций. Каждый персонаж и сам фильм устремлен к лучшей (более богатой, нарядной и успешной) жизни. Например, реплики героини Аси Улюшиной - это заявления, как сильно она хочет стать актрисой. Посему девочка демонстрирвет себя "с лучших сторон" и зачитывает обрывки монологов.
Если убрать эту откровенность, самоценную, но граничащую с бесстыдством, от фильма останется лишь неинтересная группка дачников, где у каждого за душой пустяковая скучненькая историйка и частненькое театральное переживаньице. Настя признается в любви женатому Саше, но когда он ее без эмоций отклоняет ее любовь, в тот же вечер и тоже без эмоций с равнодушием, которого актриса и не пытается скрыть, становится невестой другого. "Другой", узнав, что Насте он безразличен с воплями пробует утопиться рядом с берегом, где по колено, пока остальные подергиваются на берегу, взывая к богу ("Господи, помоги!" двадцать раз) и вяло изображая отчаяние. Такой слабой, провисвющей фабулы (сплошного, ливнеобразного "дежа вю" из разных пьес и фильмов, а кто только не писал и не снимал о небольших дачных сообществах!) и апатичной актерской игры мало для того, чтобы заинтересовать "широкого" зрителя.
Но достаточно, чтобы развлечь капустником свою целевую аудиторию. Стабильное проговаривание "Атлантиды" не случайно и подтверждает желание явить классовую солидарность с картинами "$ 8 1/2", "Хорошие и плохие", "Даун-хаус", снятых для внутреннего употребления людьми столичной тусовки. Это кино, как Петр I, который прекрасен, а лик его ужасен. С одной стороны, их подлинное достоинство в том, что они разрывают цепочку российских фильмов, пытающихся имитировать любовь к народу: "утром мажу бетерброд, сразу мысль: а как народ? и икра не лезет в горло, и компот не льется в рот". В то же время такие картины хороши лишь, как добавка, пикантный соус к другому, массовому кино, с которым, увы, проблемы.
Впрочем, у авторов есть оправдание. Их не беспокоит мифология и шлейф возникающих ассоциаций. Герои фильма объяснят, что Атлантида - непотопляема. Это не погрузившаяся в пучину родина, а место и праздник, который всегда с нами, который мы храним в душе, и который "всплывает" по мере надобности, как настин жених на мелководье в полосе прибоя. "Где мой папа?" - спрашивает по-английски маленький сын Насти. "Он здесь", - отвечает она по-русски, показывает на сердце.
Настя и Саша навещают поселок "Атлантида". Авторы любуются своими героями. Блестящие, гладкие и прекрасно одетые они сидят в шезлонгах, хвалят родину и ругают места, откуда приехали. Сколько волка ни корми… Но авторам даже не приходит в голову, как отвратительно такое плебейство, неблагодарность людей, пользующихся благами "вне-атлантической" цивилизации и ставших "всем", но не собирающихся ни говорить "спасибо", ни, хотя бы, промолчать.