
Александр Фомин вновь рассказывает о синдроме отложенной жизни.
Амбициозный рекламщик Даня (Никита Ефремов) поставил жизнь на паузу. Он круглыми сутками торчит на работе, никак не может расстаться с нелюбимой женой (Агата Муцениеце), да и мечтает, в общем-то, о малом: познакомиться с блогершей-анимешницей и уехать с ней в жаркие страны. Главная цель Дани — заработать как можно больше денег и уже только потом думать о вечном и человечном. Но планы трудоголика нарушает болезнь: сначала герою диагностируют аневризму сосудов головного мозга, а затем он наедается чебуреков, тужится в туалете, и от перенапряжения в черепной коробке происходит кровоизлияние. В реальной жизни Даня впадает в кому. А в загробной — оказывается на распутье: он становится жертвой небесной бюрократии и пытается попасть то в чистилище, то в рай, то домой.
Режиссер Александр Фомин снял уже второй фильм за год — до этого, буквально месяц назад, в российский прокат вышла комедия «По барам» о старых друзьях, отправившихся в юбилейный тур по питейным заведениям. У двух картин много общего: главные герои — запутавшиеся мужчины с кризисом личности, ведущие темы и проблемы обеих историй — взросление и проживание не своей жизни, а сами сюжеты обрамлены жанром экспрессивной комедии в духе ранних работ Эдгара Райта. Фомин окончательно перешел в ранг авторов, которые снимают одно и то же кино. Что важно, исправно неплохое.
В «Дорогая, я больше не перезвоню» Фомин пытается взять новую высоту, причем в плане не содержания, а формы. Загробный мир, куда попадает Даня, напоминает всё, что герой видел перед смертью. Зал ожидания устроен как отделение Сбербанка или Почты России: нужно лишь подойти к экрану, нажать пару кнопок, взять талон и ждать своей очереди. А точка отправления в ад или рай выглядит как гейт аэропорта. Наконец, местный бармен в исполнении Дмитрия Чеботарева (на том свете есть алкоголь, и платить за него можно кармическими очками) пугает протагониста чистилищем: оно напоминает армию, где над всеми издеваются «деды». Решение переосмыслить загробный мир в ключе обывательского восприятия — очень смешной трюк. И все же к середине он приедается.
Все фильмы Фомина что-то да напоминают. «Молодой человек» — это постсоветский «Билли Мэдисон» про великовозрастного инфантила, который учится взрослеть в окружении детей. «По барам» — «Армагеддец» Эдгара Райта про трагичный феномен того самого безработного друга, который названивает тебе в три часа ночи и зовет выпить. Но проблема «Дорогая, я больше не перезвоню» в том, что референсов к картине можно подобрать намного больше: это и «Битлджус», и «Нет вестей от Бога», и «Защищая твою жизнь», и, уж простите, «Самый лучший фильм» — тот самый, где Армен Джигарханян в роли секретаря Бога исследовал грехи героя Гарика Харламова. Получается, что фильм, который полностью делает ставку на воображаемый фантастический мир, во время просмотра просто смешивается с десятком таких же сюжетов — и в этом белом шуме теряются даже по-настоящему интересные идеи. Например, красочная сцена в эстетике барби-кор, во время которой герои расстреливают ангелов с помощью игрушечных бластеров и угоняют самолет в рай.
«Дорогая, я больше не перезвоню» — не настолько оригинальное кино, как представлялось во время анонсов и трейлеров. Но это все равно удивительно трогательная комедия. Фомин — один из тех редких отечественных авторов, что может доводить до слез трюизмами и прописными истинами. О том, как важно ценить каждое мгновение. Или о том, что необходимо помнить о близких. А главное — радоваться солнцу. Как позже подхватывает сам Даня, нет ничего прекраснее огромного шара, который висит в космосе: чуть ближе — мы бы сгорели; чуть дальше — мы бы замерзли. Вот и без такого нежного и искреннего кино мы бы, зрители, тоже окоченели.