
В прошлом году Criterion отметил сразу две важные даты: 40 лет со дня основания легендарной коллекции фильмов для домашнего просмотра и пятилетие стримингового сервиса Criterion Channel, ставшего онлайн-убежищем для синефилов. Собрали для вас подборку из десяти фильмов, доступных на платформе, — их рекомендуют звезды кино, побывавшие в легендарном Criterion Closet!
Изабель Юппер — Я хорошо ее знал
В списке любимых фильмов Изабель Юппер можно найти итальянскую драму Антонио Пьетранджели «Я хорошо ее знал». Адриана (Стефания Сандрелли) — простодушная, но амбициозная девушка, мечтающая стать актрисой. Она легко поддается влиянию и потому с каждым днем все глубже погружается в яркую и манящую, но жестокую реальность светской жизни. Пьетранджели мастерски балансирует между иронией и трагедией, обнажая безжалостность общества, где женщина часто рассматривается лишь как объект. В работе Пьетранджели легко можно уловить влияние французской новой волны, а игра Сандрелли считается одной из лучших в ее карьере. Фильм был высоко оценен критиками и включен в список 100 важнейших итальянских картин.
Джуд Лоу — Плата за страх
Помимо «Сталкера» Андрея Тарковского и «Ночи охотника» Чарльза Лоутона в сумке Джуда Лоу можно найти одну из самых известных картин Анри-Жоржа Клузо. В «Плате за страх» режиссер медленно погружает зрителя в затхлый, безысходный мир, а затем переключает драму в режим смертельного триллера. Четверо отчаянных авантюристов, застрявших без гроша в захолустном городке в глубине Латинской Америки, соглашаются на смертельно опасную миссию. За 2000 долларов им предстоит перевезти два грузовика, груженных нитроглицерином, через 300 миль разбитых дорог к нефтяным скважинам. Один неверный маневр — и все взлетит на воздух. Но выбора нет: деньги — единственный шанс вырваться отсюда и вернуться домой. Камера задерживается на деталях — вспотевших лицах, дрожащих руках, ухабах дороги. Здесь нет типичных героев: все движимы страхом, отчаянием, жадностью. А впереди только неизбежность взрыва.
Вим Вендерс — Правила игры
Вим Вендерс выбирает классику. В «Правилах игры» Жан Ренуар создал беспощадный портрет французской элиты накануне войны — фильм рассказывает о группе аристократов и их слуг в загородном поместье. Ренуар не только сочетает комедию, драму и социальную сатиру, но и позволяет зрителю следить за действием на разных планах, что придает фильму особую динамику. После скандальной премьеры в 1939 году картину окрестили «деморализующей» и запретили к показу. Сейчас «Правила игры» считаются одним из величайших фильмов в истории, оказавшим огромное влияние на Орсона Уэллса, Роберта Олтмена и многих других режиссеров.
Шарлотта Генсбур — Зеленый – цвет опасности
Шарлотта Генсбур нашла в Criterion Closet не только коллекцию фильмов Аньес Варды (которую она пообещала отдать ныне покойной маме Джейн Биркин), но и редкий британский детектив под названием «Зеленый — цвет опасности», поставленный Сидни Гиллиатом по одноименному роману Кристианны Брэнд. Действие разворачивается в сельской больнице Англии во времена Второй мировой войны. Когда на операционном столе внезапно умирает пациент, под подозрение попадает вся медицинская бригада. Фильм сочетает в себе мрачную атмосферу военных лет с элементами черного юмора. После выхода фильм был тепло принят как зрителями, так и критиками.
Ари Астер — Поезда под пристальным наблюдением
Ари Астер выбирает «Поезда под пристальным наблюдением» — один из ключевых фильмов чехословацкой новой волны, снятый Иржи Менцелем в 1966 году по роману Богумила Грабала. История разворачивается на фоне немецкой оккупации Чехословакии и рассказывает о юном Милоше (Вацлав Нецкарж), стажере на железнодорожной станции, который переживает проблемы взросления, романтические разочарования и не только. Менцель виртуозно сочетает трагизм военного времени с легкостью комедии, создавая реалистичную и человечную историю о столкновении невинности с жестокостью мира. Картина получила «Оскар» за лучший иностранный фильм и стала международным триумфом чехословацкого кино.
Уиллем Дефо — Женщина-демон
В список любимых фильмов Уиллема Дефо однозначно попадает «Женщина-демон» Канэто Синдо — завораживающая черно-белая притча, сплетающая воедино историческую драму и хоррор. Действие разворачивается в XIV веке, в период гражданской войны. Пожилая женщина и ее невестка пытаются выжить с помощью мародерства: они обкрадывают убитых самураев и продают доспехи. Жизнь героинь меняется с возвращением дезертира, который привлекает внимание молодой вдовы. Фильм, вдохновленный буддийской притчей, рассуждает о природе человеческой жестокости и границе между мистикой и реальностью. Отсылки к работе Синдо можно найти в «Изгоняющем дьявола» Уильяма Фридкина, а образ жуткой маски стал одним из самых запоминающихся символов японского кинематографа.
Айо Эдебири — Это мое желание
Актриса Айо Эдебири сделала неожиданный выбор в пользу режиссерского дебюта братьев Ари и Чуко Эсири «Это мое желание». Картина, снятая на 16-миллиметровую пленку, рассказывает о двух жителях Лагоса: Мофе (Джуд Акувудике), инженере, мечтающем переехать в Испанию, и Розе (Теми Ами-Уильямс), стилистке по волосам, надеющейся на новую жизнь в Италии. Но реальность диктует свои правила: Мофе сталкивается с личной трагедией, а Роза отказывается от своих желаний, когда решает помочь беременной сестре. Фильм был показан на многих международных кинофестивалях, включая Берлинале.
Бертран Бонелло — Крупный план
Перед съемками своего Closet Picks Бертран Бонелло схитрил — он заранее подготовил диски с фильмами, которые хочет забрать. Среди тщательно отобранной коллекции культовая картина Аббаса Киаростами «Крупный план», стирающая границы между документальным и игровым кино. Фильм рассказывает о Хоссейне Сабзиане, который выдавал себя за известного режиссера Мохсена Махмальбафа и завоевывал доверие незнакомой семьи, обещая им роли в несуществующем фильме. Киаростами привлек к съемкам самих участников событий, включая Сабзиана, и снял образцовый докуфикшен. Первоначально прохладно воспринятый в Иране, «Крупный план» позже был признан важной частью мирового кинематографа — он вошел в списки величайших фильмов всех времен.
Майя и Итан Хоук — Ангел за моим столом
Майя и Итан Хоук, заглянувшие в Criterion Closet вдвоем, выбрали много фильмов. Среди них оказалась драма Джейн Кэмпион «Ангел за моим столом». Кэмпион бережно экранизирует автобиографию новозеландской писательницы Джанет Фрейм — женщины, чья чувствительность и талант едва не стоили ей жизни. Картина прослеживает путь Фрейм от застенчивой рыжеволосой девочки до признанной писательницы, проводя зрителя через годы несправедливых диагнозов и принудительной госпитализации. Камера Кэмпион неспешно фиксирует детали, позволяя истории разворачиваться с тонкостью документального наблюдения.
Майки Мэдисон — Пианистка
Майки Мэдисон рекомендует «Пианистку» Михаэля Ханеке — болезненную картину о подавленных желаниях, власти и жестокости. Основанный на романе нобелевского лауреата Эльфриды Елинек фильм рассказывает о строгой преподавательнице Венской консерватории Эрике Кохут (Изабель Юппер), чья внешняя невозмутимость скрывает множество невысказанных желаний. Но однажды в жизни героини появляется самоуверенный студент (Бенуа Мажимель), и все тайное начинает становиться явным. Фильм удостоился Гран-при Каннского кинофестиваля, а Юппер и Мажимель получили награды за актерские работы. Ханеке сочетает холодную, безупречно выверенную эстетику с шокирующей откровенностью, создавая историю, которая после просмотра навсегда остается в памяти.
От себя хочу очень поддержать Итана и Майю Хоук: "Ангел за моим столом" - прекрасный фильм. Достаточно малоизвестная (по сравнению с тем же "Пианино") работа Джейн Кэмпион.
Несмотря на сложность темы (девушку полжизни считали шизофреничкой и лечили карательными методами), фильм получился оригинальный, жизнеутвер...ждающий, а главное - смотрится просто на одном дыхании