Жесткий и чернушный российский криминальный триллер об «оборотнях в погонах», который хоть и затянут, но эффектен
Оперативники Госнаркоконтроля совместно с ФСБ проводят кровопролитную операцию по задержанию наркодельцов. Когда дым рассеивается, «нарки» обнаруживают, что изъяли кокаин, принадлежащий торговцам, которых они крышуют. Чтобы не злить криминальных подельников, оперативники срочно организуют еще одну поставку, но она тоже попадает в руки ФБР, и «бандиты в погонах» понимают, что среди них есть предатель. Подозрение падает на оперативника Пепла (Владислав Абашин), который договаривался с женщиной-курьером. Когда тот не решается застрелить несчастную, чтобы спрятать концы в воду, бандиты приходят к выводу, что вычислили «стукача». Раненному в перестрелке Пеплу приходится спасаться бегством…
Для российского кино полнометражный дебют режиссера рекламы Антона Розенберга – шаг в правильном направлении. Да, это абсолютно чернушный фильм о пронизывающей всю Россию коррупции и о безжалостности и цинизме тех, кто именует себя «защитниками закона», а на деле оказывается хуже «честных» преступников. Но, по крайней мере, это не медлительная артхаусная драма, которая одновременно вгоняет в депрессию и в сон, а стремительный и агрессивный триллер, превращающий Москву в бетонные джунгли для игры в смертельные «кошки-мышки» между ветераном Чечни и его столь же хорошо подготовленными пособниками. Если жить за пределами России и не чувствовать эмоциональной связи с теми политическими проблемами, которые лента затрагивает, то «Скольжение» можно смотреть как чистое жанровое кино. Примерно так же, как мы смотрим «Превосходство Борна», не обращая внимания на все то, что Пол Гринграсс пытается сказать об американских спецслужбах.
Почему мы вспомнили «Превосходство», а не «Идентификацию Борна»? Потому что «Скольжение» снято в сходном стиле, «дергающейся» ручной камерой. Это проверенный временем художественный прием, придающий подобным повествованиям необузданную, дикую энергию, однако в некоторых сценах режиссер перегнул с «болтанкой». Картинка в такие моменты дергается столь сильно, что фильм становится невнятным, а просмотр превращается в пытку. Тем зрителям, у кого проблемы вызывают даже ленты с «мягким» дерганием, от «Скольжения» лучше держаться подальше, чтобы не отправиться прямиком из зрительского зала в больницу.
Переборщил Розенберг и с продолжительностью кино. В основе своей «Скольжение» – это довольно простая история, и она явно не заслуживает двух экранных часов. Особенно когда некоторые сюжетные повороты и сцены кажутся чрезмерным, необоснованным усложнением. Ну где это видано, чтобы у главного героя в таком фильме было две бывших жены и чтобы ему обеих приходилось спасать, причем порознь? Да и собственно криминальная линия перегружена деталями, которые запутывают повествование и не делают его более глубоким.
Длина «Скольжения» не была бы проблемой, если бы Пепл (именно так, без второго «е»!) был из тех главных героев, за подвигами которых хочется сделать бесконечно. Но центральный персонаж фильма лишь немногим лучше своих подельников-упырей, и отличается он от них только тем, что может избить женщину, но не убить ее. Ай молодец, почти святой! И хотя Владислав Абашин – привлекательный мужчина, он не настолько харизматичен, чтобы заставить зрителей забыть, что на экране – подонок в погонах, который 80% экранного времени просто пытается спасти свою шкуру, вполне заслуживающую всего, что для нее готовят его «товарищи». Да, 20% времени герой ведет себя более благородно, но его грехи это не перечеркивает. Так что уже через час наблюдения за героем начинаешь желать, чтобы фильм избавил тебя от общества Пепла. А лента продолжается еще целый час…
Тем не менее, несмотря на весь свой идейный негатив, на нарочито серую, почти бесцветную картинку и на огрехи сценария и операторской работы, «Скольжение» все же захватывает и впечатляет. Спасибо мощному драйву, яростным перестрелкам, фактурным героям (замечательные актерские работы!) и густой атмосфере жесткого «мужского» кино, в котором каждая вторая сцена – это проверка персонажей на вшивость. Ну и, конечно, для тех, кто любит смотреть, как у нас в стране все криминально и продажно, «Скольжение» – такие же именины сердца, как «Левиафан».