Джейсон Блум и Джеймс Ван два часа эксплуатируют наследие Стивена Кинга.
Вышедшая в январе прошлого года картина о чрезмерно заботливой роботоняне, способной причинить добро самым насильственным образом, вопреки ожиданиям продюсеров стала настоящим хитом проката, собрав более 150 миллионов долларов. Грандиозному успеху «М3ГАН» не помешало даже соседство с сиквелом «Аватара» Джеймса Кэмерона, который в это же время упорно шел на миллиард. Естественно, сиквелу ужастика о кукле-убийце сразу же дали «зеленый свет», а режиссер «М3ГАН», новичок Джерард Джонстоун, получил новую работу. По плану появившееся окно в графике релизов Blumhouse на 2024 год должен был закрыть еще один перспективный хоррормэйкер — американец Брайс Макгуайр и его «Проклятые воды», ставшие полнометражным дебютом режиссера.
Сюжет фильма разворачивается вокруг семьи Уоллеров — герои ищут новое место жительства после того, как отец Рэй Уоллер (Уайатт Рассел), прославленный бейсболист, уходит на пенсию из-за диагностированного рассеянного склероза. Супруга Рэя Ева (Кэрри Кондон), как и двое его детей — дочь Иззи (Амели Хёферле) и сын Эллиот (Гэвин Уоррен), — весьма тяжело переносят перемены. В итоге Уоллеры решают заселиться в красивый дом с шикарным бассейном, которым более пятнадцати лет никто не пользовался. По ходу дела выясняется, что бассейн построен на месте редкого природного источника: по легенде, он обладает некой волшебной силой и даже способен подарить исцеление. Поначалу скептически настроенный Рэй понимает, что после купания начинает чувствовать себя лучше, а затем и врачи отмечают ремиссию. Однако дети Уоллеров убеждены, что в бассейне обитает нечто страшное, и оно явно охотится за ними.
В основу «Проклятых вод» легла одноименная короткометражка того же Брайса Макгуайра, основная концепция которой выстраивается вокруг идеи о том, что вода — не только живительная, но и вполне себе убийственная сила. Вдохновленный религиозным мистицизмом сюжет отсылает к французской легенде о Священном Граале, испив из которого человек получает искупление грехов и даже вечную жизнь. Бассейн из «Проклятых вод» — привычный экспонат американской субурбии, от которого, как правило, не ждешь ничего сверхъестественного. В свое время признанный Король ужасов Стивен Кинг отлично поработал над темой придания зловещести бытовым предметам, будь то печатная машинка или цветочные клумбы, и Макгуайр в этом плане во многом следует по его стопам, но, как и любой новичок, то и дело скатывается в подражание. Голос, доносящийся из недр бассейна, призраки мертвых детей, одержимый отец, пугающе милая старушка — все эти образы уже успели стать узнаваемой частью кинговского наследия, воплощенного в экранизациях «Оно», «Сияния», на худой конец «Кладбища домашних животных». Те же образы можно увидеть и в легендарной сцене со скелетами в бассейне в «Полтергейсте» Тоуба Хупера.
Сюжетный троп haunted house, подаривший нам бесчисленное количество фильмов ужасов — от «Ужасов Амитивилля» до «Призраков дома на холме», — уже ощутимо избит в рамках жанра и редко когда способен дать аудитории что-то новое. У «Проклятых вод» была замысловатая, неортодоксальная завязка, она отлично сработала в рамках четырехминутного оригинального фильма, но ожидаемо развалилась в двухчасовом хронометраже. Второй акт, выстроенный на первичном соприкосновении главных героев с потусторонним, ощутимо провисает из-за достаточно банальных приемов нагнетания саспенса — джампскейров, которые уже давно не в почете у больших авторов. Там, где исполнительный продюсер «Проклятых вод» Джеймс Ван когда-то смог удачно переосмыслить поднадоевшие жанровые клише, режиссер Брайс Макгуайр, как бы забавно это ни звучало, банально утонул, а вместе с ним на дно ушли и все сюжетные крючки фильма.
Как и недавний «Астрал: Красная дверь», «Проклятые воды» педалируют многострадальную тему взаимоотношений отца и детей, используя проклятье старого бассейна как триггер для наболевших внутрисемейных травм. Однако на поверку у Патрика Уилсона получилась куда более душевная работа — возможно, потому что за ней стоит многолетняя история семьи Ламбертов, в развитии которой он сам принимал непосредственное участие. Макгуайр же не располагает масштабами кинофраншизы, да и строить важные эмоциональные связи между героями и зрителем не особо пытается. Вместо этого режиссер-дебютант вновь и вновь возвращается к концепции заколдованного источника, тратит драгоценное время на односложные виды подчеркнуто тихой глади воды и как может старается показать, что одной интересной идеи должно быть достаточно для развития целого фильма.
Простенький сюжет, актеры играют на троечку.
Уже привык, к сожалению, что как нагнетать саспенс - так сценаристы мастера, а как дело подходит к драматичной развязке - так и сдулись, как воздушные шарики...
В конце просто фарш из отсылок к известным хоррорам, кто в теме, тот поймёт....