Не слишком ровная сатирическая комедия, любопытная пышной игрой Николаса Кейджа и реальной сценарной подложкой
Не слишком ровная сатирическая комедия, любопытная пышной игрой Николаса Кейджа и реальной сценарной подложкой.
Гари Фолкнеру далеко за сорок, но жизнь его удачно сложившейся не назовешь: он выполняет мелкие работы по найму, ночует на кушетке у приятеля и вдобавок ко всему страдает от проблем с почками. И все из-за того, что у него в жизни нет четкой цели. Судьба мужчины резко меняется после того, как ему является Господь, который делает Гари «предложение, от которого нельзя отказаться» – Фолкнер должен выполнить Волю Божью, найти и доставить в Америку Усаму Бен Ладена, террориста номер один. Отказывать Богу как-то неудобно, поэтому Гари в силу своих скромных возможностей и невыдающегося интеллекта берется выполнять священную миссию, но путь в Пакистан оказывается долог и тернист, а дома вдруг обнаруживается столько комфорта и любви, что то и дело хочется Богу отказать в его просьбах…
Некогда одним своим появлением в титрах превращавший любую картину в блокбастер Николас Кейдж уже давно переживает тяжелые времена – это касается не только его финансовых проблем в реальной жизни, но и в первую очередь работы в кадре. Сегодня участие Кейджа в фильме скорее настораживает, чем привлекает дополнительных зрителей. И виноват в этом сам актер: он долгое время играл однотипных несимпатичных героев, перебарщивал в своих образах с пафосом и включал излишнюю серьезность там, где требовалась легкость и подвижность. Николасу срочно требовался проект, где актер предстанет другим человеком, как бы глупо ни звучало это в отношении актерской профессии.
И проект «Миссия: Неадекватна» стал ровно таким фильмом – чудаковатая комедия с элементами сатиры, которая держится в большой степени на умении ведущего актера продемонстрировать всю эксцентричность главного героя. Нужно отметить, что Кейдж со своей задачей справился как минимум на твердую четверку – он удачно и очень органично перевоплотился в другого человека, как в старые добрые времена.
Совсем недурной выглядит и история, которую демонстрирует зрителям режиссер Ларри Чарльз. Гари Фолкнер – реально существующий человек, который действительно сделал попытку попасть на Ближний Восток, проникнуть в секретные убежища исламистов и пленить их предводителя, обвиненного в преступлениях против Америки. В этом есть здоровая доля комизма, ведь Гари – человек не слишком умный, он то планирует доплыть до Пакистана на утлой лодочке, то берется перелететь несколько границ на дельтаплане, то бросается в погоню за любым кажущимся ему подозрительным «бородачом». Густыми мазками вырисован в фильме и знаменитый американский патриотизм – Фолкнер укрывается звездно-полосатым флагом вместо одеяла, украшает в красно-синей гамме все вокруг, постоянно твердит про величие Соединенных Штатов. Не без перегибов, но и это выглядит забавно.
А вот что далось авторам не слишком хорошо, так это образ Бога. Не то чтобы Ларри Чарльз был первым, кто решил пошутить на эту тему, тут мы не станем притворяться ханжами, но если берешься осмеять религиозные мотивы поступков своего героя, то сделай это умно и красиво. Увы, эпизоды с участием Рассела Брэнда в белых одеяниях и его всевидящим оком особенно остроумными не назовешь. Здесь определенно чувствуется мискаст и некоторая робость в шутках, они явно не слишком искренни.
Зато на удивление милой и нежной получилась в фильме романтическая составляющая. Гари в какой-то момент сходится со своей давней подружкой Марси, работающей на пяти работах матерью больной дочери, и их отношения на удивление трогательны и реалистичны, именно здесь и Кейдж, и Венди МакЛендон-Кови, и даже Чарльз проявляют самые яркие грани своего таланта. Доброта, с которой Гари говорит с женщинами, подарки, которые он им делает, его нежная забота – лучшее, что есть в фильме.
В остальном же «Миссия» получилась крайне несбалансированной – она то бросается глупо шутить, то прикидывается триллером в духе «Родины», то демонстрирует откровенную дурь героя, то выпячивает его лучшие качества, действие то несется вскачь, то замирает без малейшей мысли. А уж о калейдоскопе второстепенных героев и говорить не хочется – никто из персонажей второго плана вам не запомнится, хотя актеры в фильме задействованы не худшие. Впрочем, все свои не слишком впечатляющие потуги режиссер Ларри Чарльз (автор, между прочим, «Бората» и «Диктатора») оправдывает вложенной в уста главного героя фразой: «Лучше извиняться за сделанное, чем спрашивать разрешение». И против этого не попрешь – дело сделано. И Бен Ладен пойман!
С 15 декабря в кино.