Сильная, захватывающая и размашистая военная драма об эвакуации британцев из Франции летом 1940 года
Начало лета 1940 года. Германия теснит французские войска, победа нацистов все ближе, и лондонское командование приказывает переправить с материка на родину британский экспедиционный корпус, присланный для поддержки Франции. Оставшиеся в живых солдаты стекаются на пляж в Дюнкерке, где их обстреливают и бомбят немецкие самолеты. Присланные для эвакуации большие корабли тоже оказываются отличными мишенями, и британцы решают вывозить солдат на маленьких гражданских судах, на которые немцам жалко тратить пули и бомбы.
Как мы уже не раз отмечали, эвакуация из Дюнкерка в 1940 году – уникальное событие в истории Второй мировой войны. С одной стороны, это было позорное и паническое бегство армии, которая переоценила свои силы, когда дала военные гарантии Польше (британцы рассчитывали, что Гитлер испугается их блефа). С другой стороны, вывезти тогда удалось львиную долю оставшихся в живых британцев, и, как считается, это спасло Британию от немецкого вторжения, потому что Гитлер решил, что сперва покорит СССР, а затем будет драться с британцами на островах. Если бы экспедиционный корпус тогда удалось разгромить, то немцы могли бы счесть Британию легкой добычей, и деморализованной империи было бы очень трудно отбиться. Так что для Британии это была одновременно катастрофа и триумф.
Дебютная военная лента мэтра жанрового кино Кристофера Нолана превосходно передает эту двойственность, когда рассказывает о Дюнкерке не одну, а три пересекающихся истории, каждая из которых развивается в своем временном масштабе (первая занимает неделю, вторая – день, третья – час). Мы видим негромкий, но несгибаемый героизм пожилого британца (очередная отличная работа Марка Райлэнса), который вместе с сыном плывет на их личном суденышке в Дюнкерк, чтобы помочь с эвакуацией. Мы видим еще большую, почти былинную доблесть британского военного пилота (харизматичный даже в авиационной маске Том Харди), который отстреливает бомбящие Дюнкерк немецкие самолеты. Но солдаты в Дюнкерке выглядят совершенно иначе, отнюдь не как 300 спартанцев.
Вместо тысяч героев мы видим тысячи крыс, бегущих с тонущего корабля (иногда фигурально, а иногда и буквально). Это не оскорбление – это реальность паники во время проигранной войны, когда даже командование уже ничего не ждет и не требует от обескураженных подчиненных. Выжить любой ценой, просочиться вперед очереди на корабли, обмануть всех, включая ближайших соратников, если это необходимо для спасения, – вот законы, по которым живут солдаты Дюнкерка. И Нолан не пытается превратить их трусость в героизм. Впрочем, он и не судит вчерашних школьников, попавших в страшный замес.
Вместо того чтобы разбирать моральные, исторические, политические стороны Дюнкерка, Нолан просто «переселяет» зрителей под немецкие пули и бомбы. Врагов в кадре почти нет, но угроза от них ощущается постоянно. В фильме совсем немного спокойных разговорных сцен. Вопреки традиции военного кино, никто никому подробно не представляется (некоторые герои и вовсе почти что немы), а обсуждения ситуации сведены к необходимому минимуму. Вместо досужей болтовни на экране экшен и саспенс, экшен и саспенс, экшен и саспенс. Картина давит, давит, давит, и за 100 минут она выматывает как трехчасовая сага.
Однако мы, зрители, сидим в уютном зале, и нам ничто не угрожает. А каково было пережить физическое и психологическое давление Дюнкерка в реальной жизни? Каково было чувствовать себя живыми мишенями для немецких асов и одновременно осознавать, что ты именно живая мишень, а не солдат, который продолжает сражаться и который своей гибелью может принести пользу? Так что, хотя судить британцев в Дюнкерке очень хочется, сделать это язык не поворачивается. Кто из нас вел бы себя лучше, если бы оказался в такой же ситуации? Кто из нас стал бы безупречным героем, когда обстоятельства и Родина требуют выживания?
Естественно, картина технически безупречна, и она втройне впечатляет, когда знаешь, что на экране сравнительно немного компьютерных эффектов и что если, например, в кадре тонет корабль, то Нолан действительно его утопил, а не заказал картинку компьютерщикам. Начинающие актеры играют на одном уровне убедительности с мастерами вроде Харди, Райлэнса и Кеннета Браны (режиссер «Тора» изображает командующего эвакуацией морского офицера), а сценарий постоянно находит новые способы поддерживать экранное напряжение. Отнюдь не все сюжетные ходы оказываются предсказуемыми, что для военного кино редкость.
В целом фильм у Нолана получился очень мощным и отнюдь не ура-патриотическим. Даже когда в эпилоге ура-патриотизм дает о себе знать, очевидно, что это не столько мнение автора, сколько демонстрация влияния правительственной пропаганды. Власти Британии тогда не сделали все возможное, чтобы создать сильную сухопутную армию и чтобы спасти солдат, когда те попали в беду. Но, по крайней мере, чиновники смогли распиарить поражение как победу и превратить неудачников в героев, что заметно подняло дух нации. Как говорится, с паршивой овцы…
С 20 июля в кино.