Талантливо сделанное, но наивное высказывание на тему колониального прошлого и реалий жизни мигрантов.
Белорусам Леше (Франц Роговский) и Мише (Микал Балиски) больше тридцати лет, надежд на карьеру в родной стране нет, поэтому они под видом футбольных болельщиков пересекают польскую границу, чтобы записаться во французскую частную военную компанию. В пути Миша погибает, а Леша успешно проходит все тренировки и отправляется в Нигер на свою первую «миротворческую» миссию по уничтожению «террористов» из движения за освобождение дельты Нигера (кратко МЕНД, аббревиатура The Movement for the Emancipation of the Niger Delta). Леша возвращается в Европу покалеченный не только физически, но и эмоционально, его разъедает вина за совершенные ради денег и будущего гражданства преступления.
«Диско бой» отражает проблему конкурсных программ Берлинского кинофестиваля, где нет ни одного фильма, созданного исключительно страной Глобального Юга. Картины, рассуждающие о проблемах расизма и колониального прошлого/настоящего, сняты режиссерами-европейцами, у одних получилось удачно (голландец Рольф Де Хер с «Выживанием доброты»), у других почти провально — случай «Диско боя». Режиссер Джакомо Аббруццезе и главный актер Франц Роговский — держатели паспортов стран Европейского союза, поэтому их представление о реалиях жизни белорусского эмигранта и нигерийских повстанцев вызывает очевидные вопросы о погружении в контекст. Так, Роговский (и пара других актеров) отчаянно пытается говорить на русском языке, персонажи с легкостью пересекают польскую границу, а темнокожие люди в кадре изъясняются на идеальном английском. Аббруццезе еще и экзотизирует фигуры центральных персонажей: тело Леши покрыто татуировками, обозначающими его сиротство и тюремное прошлое, а у глав движения МЕНД разноцветные глаза. Подобной критики бы не было, если бы второстепенная сюжетная линия не была связана с претензиями Франции на природные ресурсы бывших колоний.
Наибольшее внимание в «Диско бое» Джакомо Аббруццезе уделяет личности главного героя, угасающего в течение короткого времени. После смерти друга Леша напоминает безэмоционального робота, способного бежать с подвернутой лодыжкой и подтягиваться на турнике без капли усилий. Во время операции в Нигере он видит, что государства готовы пойти на убийства, при этом отдающие приказы люди физически не вовлечены в процесс кровопролития, а только сталкивают на поле наименее привилегированных людей: мигрантов и не-белых. После осознания ужаса жизни стальной Леша начинает распадаться, как разваливается усталое железо из-за множественной переплавки.
Франц Роговский несколько лет занимался современным танцем, поэтому актер телом и мимикой показывает трансформацию своего персонажа. Сначала кажется легким и подвижным, после смерти Миши тяжелеет, а к финалу часто сжимается и хромает из-за полученной раны. Изменения в физике Леши отражают основную тему фильма — одиночество. В Нигере Леша убивает лидера МЕНД, выживает лишь его сестра Удока (Летиция Ки), которую мужчина потом встречает в парижском клубе. Они — два мигранта, два отчаявшихся человека, потерявшие близких людей. Как бы Леша ни пытался искупить вину, его действия будут бессмысленны, как и мечта о французском гражданстве. Никто не разделит с тобой бокал вина и чашу вины, не поймет твои чувства, не заглянет в опустошенные глаза.