Триллер Оливера Хиршбигеля "Эксперимент" выдвинут от Германии на зарубежный "Оскар". Для дебютанта в большом кино это само по себе награда. Было бы хорошо, если бы ею и ограничились. Правил жанра в фильме ничуть не больше, чем претензий на правду жизни.
Хиршбигель много работал для немецкого телевидения, а в любом обществе мир телевидения замкнут и самодостаточен. Эта верхушка шоу-бизнеса, как правило, существует в условиях максимальной извращенности, возможной в том или ином обществе на каждый данный момент. Естественно, что Хиршбигель заинтересовался процессом психологических извращений - садизма, демагогии, гиперкомпенсации между начальниками и подчиненными, ветеранами и новичками, талантами и бездарностями - как он в принципе происходит в замкнутом пространстве, с чего начинается, сколько длится. Тут ему и подвернулось известие о проведенном в Баварии эксперименте, когда группу добровольцев на определенный срок посадили в импровизированную тюрьму, где одни стали заключенными, а другие - надзирателями. Реальный случай Хиршбигель счел идеальным для приложения своих абстрактных интересов и снял большое кино.
Бывший журналист (Мориц Бляйбтрой) решает вернуться в профессию, заключив договор на спецрепортаж из импровизированной тюрьмы. Его собственная жизнь разомкнута и реальна - Кельн, такси, девушка, ночь, очки с видеокамерой, купленные у спекулянта. Но дальше его по тестам классифицируют в "заключенные", и начинается собственно сюжет. Под номером 77 журналист почему-то тут же бунтует против установленных правил игры и далее провоцирует своих сокамерников на аналогичный бунт. Прошедшие по тесту в надзиратели входят во вкус "наведения порядка" и принимаются ему мстить. По ходу нарастания беспредела заключенные делятся на "мужиков" и "опущенных", надзиратели - на "садистов" и "пофигистов". Ученые организаторы теста, допускающие беспредел, наблюдают в видеокамеры за его скоростью и мотивами и предвкушают научные лавры. Но отсидеться за кафедрой, камерой или решеткой никому не удастся. Жажда власти выйдет из-под контроля, как само собой разумеется…
Ошибкой Хиршбигеля стали две вполне очевидные вещи. Во-первых, в реальности все было по-другому. Эксперимент тоже прекратили через несколько дней, но жизнь - это не кино с драматургией саспенса в чистом виде. Во-вторых, из-за навязанного "реального времени" сама драматургия саспенса не внушает доверия. Будучи нормальным журналистом, номер 77 в условиях игры не поддался бы на провокацию с пол-оборота. Ночуя дома, в жизнеподобном Кельне, ни один самый скрытый садист в условиях игры не превратился бы за неделю в уголовно-наказуемый элемент. Это только неделя, а даже в детстве мы ездили в пионерлагеря на месяц, и ничего. Не пытали, не убивали, не теряли человеческого облика.
Фильм Хиршбигеля до них не доезжает и не добавляет к ним ничего особенного. Единственное бесспорное достоинство, которое нельзя не отметить - культурная и воспитанная (Хичкоком, Хьюстоном, Хоуксом - по признанию самого режиссера) - съемка абстракций в реальных интерьерах. Подвал, цемент, кафель, яркий свет, белые халаты, черные ящики…
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.