13 июля: люби меня по-французски.
С небольшой долей кокетства признаемся, что 13 июля для нас был одним из самых сложных и волнительных дней фестиваля. Накануне прошли две чуть ли не главные премьеры смотра: «Петровы в гриппе» Кирилла Семеновича Серебренникова и ожидаемый всеми «Французский вестник» Уэса Андерсона. Если фильм нашего соотечественника оправдал ожидания и показал даже больше, чем мы рассчитывали, то кудесник Уэс в этот раз скорее расстроил — о чем подробнее мы писали в рецензии. Перегруженность печатного полотна в оде журналистскому ремеслу подавила человечность, метод и слово оказались сильнее чувства. При этом тоскливая «разочаровательность» после просмотра — чувство довольно странное, кажется, что осечку дал не режиссер, а собственное восприятие. Хочется списать впечатление на духоту зала для прессы, на то, что прямо перед этим прошла премьера «Петровых» — эмоциональные струны были уже измучены: страшные сказки хтонической Руси оказались ближе по духу, чем кукольная механика реверансов Годару и «новой волне».
Но Уэсом Андерсоном день не закончился, вечером мы попали на специальный показ нового фильма Луи Гарреля «Крестовый поход» — это продолжение предыдущей его режиссерской работы «Честный человек», где он сам и его жена Летиция Каста сыграли супругов. Картину они и представили вместе: Гаррель шутил, что ему снились кошмары накануне премьеры — на сеанс никто не придет! Проснулся он с мыслями о том, что надо собирать студентов и синефилов, шатающихся без дела по бульвару Круазетт, чтобы хоть как-то заполнить зал. Разумеется, он ошибся: принимали его и картину с беззастенчивым обожанием, а кино вновь вышло легким, витальным, чертовски смешным и обаятельным. Это особенный талант — говорить о важных вещах без надрыва и скупого морализаторства.
В этот раз сын Абеля и Марианны задумал спасти мир — ребенка заботит глобальное потепление, перенаселение и прочие ужасы, о которых кричит с трибун Грета Тунберг. Инициативность сына вносит коррективы и в поведение родителей — те поначалу в ужасе от того, что Джозеф вынес из дома платье Dior и коллекцию отцовских часов (все ради благой цели, разумеется), но позже они проникаются бескомпромиссным юношеским идеализмом. Постепенно камерные семейные разборки в гостиной выходят на глобальный уровень, а Гаррель не стесняется быть смешным и нелепым — и эта несерьезность фильму очень к лицу. Сам Луи сказал, что, вполне возможно, еще не раз вернется к Абелю и Марианне, чтобы поговорить о важных вещах, но уже без своего соавтора Жан-Клода Каррьера — «Крестовый поход» стал последним сценарием, который тот успел завершить перед смертью. Фильм уже куплен для проката в России — его привозят A-ONE.
На этом с Гаррелем мы не расстались (он и Лея Сейду, кажется, самые плодовитые артисты этого смотра) — в конкурсе актера можно увидеть в «Истории моей жены» Ильдико Эньеди (кстати, вместе с той же Сейду), а в Двухнедельнике режиссеров покажут «Моего легионера»: фильм, где француз встретится с русским — Александром Кузнецовым. Все это предисловие с перечислением заслуг Гарреля на Каннском фестивале здесь не просто так: нам удалось попасть на круглый стол с актером, режиссером и, вероятно, самым красивым мужчиной в радиусе нескольких тысяч километров, чтобы задать ему пару вопросов (это, как вы можете догадаться, и есть причина волнений). Само интервью готовится к публикации на сайте (ждите обновлений!), а пока можем лишь поделиться нашими смутными впечатлениями от разговора. Гаррель — мужчина вежливый, обходительный и внимательный к своим собеседникам. Он много курил (напоминанием, что курение вредит вашему здоровью), много шутил и дивился осознанности нового поколения, которой ему самому порой не хватает. Пока Луи общался с журналистами, рядом его жена Летиция Каста здоровалась с Тимом Ротом, а ветер гонял пустые бумажные стаканчики по террасе Unifrance. Гаррель счастлив, что фестиваль состоялся и кино вновь нашло свой законный дом на больших экранах, а не в маленьких комнатах, и с этим сложно поспорить.
На Каннском смотре всегда найдется место фильму, о котором зритель будет спорить до посинения еще несколько лет. То Рёфн привезет своего «Неонового демона», то Ноэ, в принципе, с любой своей картиной разделит публику на два лагеря: возмущенных и восхищенных. В этом году удар на себя приняла французская режиссерка Джулия Дюкорно, чей боди-хоррор «Сырое» взял на «Неделе критики» в Каннах приз ФИПРЕССИ еще в 2016-м. Камбэк, несомненно, удался, тем более что в довольно спокойном и временами заунывном конкурсе «Титан» выполнил функцию дефибриллятора и реанимировал периодически засыпающих на сеансах журналистов.
В новом фильме Дюкорно все так же много дискомфортных сцен, от которых хочется вылезти из собственной кожи и забиться под кресло. Так уж устроен ее киноязык, как сказала сама режиссерка: «Тело и боль – это пуповина между моим фильмом и публикой». Подробнее о фильме можете узнать из нашей рецензии, ходят слухи, что «Титана» даже в прокат купили, так что сможете себя проверить на стойкость.
Не думайте, что я шучу про крепкий сон журналистов во время киносеансов, 14-часовой рабочий день, за который мы смотрим по 4, а то и по 5 фильмов, изматывает уже к середине фестиваля. Иногда приходится делать выбор в пользу сна, особенно если коллеги ругают фильм – зачем тогда зря мучиться?
Но Шона Бэйкера, режиссера «Проекта ”Флорида”», не променяешь ни на какой отдых в мире. Новый фильм режиссера «Красная ракета» рассказывает историю неудавшегося порноактера, приехавшего к бывшей жене за неимением других вариантов. Бывшая семья принимает его, скрипя зубами, главный герой не может устроиться на работу, поэтому приторговывает запрещенными веществами, потом еще влюбляется в несовершеннолетнюю продавщицу пончиков и мечтает увезти ее в Калифорнию. Собственно, вот и весь сюжет, никаких плот-твистов или серьезных драматических терзаний, но без всего этого фильм все равно очаровывает и влюбляет в себя с первых нот песни N’Sync — Bye Bye Bye. «Красная ракета» – больше про проживание чужого опыта, это путешествие в соседнюю вселенную, скитания среди бедного населения городка в штате Техас, с их одержимостью речами Трампа, бесцельными буднями и потасовками под палящим солнцем. Опыт, причем, более чем удовлетворительный, кино обаяет своей добротой, юмором и харизматичным актерским составом так, что два часа пролетят незаметно.
После путешествия в Техас совсем не хотелось идти на конкурс «Особого взгляда», где Джастин Чон представлял семейную драму Blue Bayou, тем более что сеанс задержали и в зале я была после 10 вечера. С первых же кадров фильм начал раздражать слезливыми диалогами, вымаливающими у зрителя слезу, в такие моменты хочется сразу идти в суд и жаловаться на эмоциональный шантаж. Когда дело дошло до драматической сцены под проливным дождем, я поняла, что жизнь меня к этому не готовила (в конце концов этот прием исчерпал себя еще на «Дневнике памяти»), и ушла из зала, нахмурив брови. Выйдя из зала, я поняла, что не прогадала, ведь 14 июля – французский национальный праздник, День взятия Бастилии, и на выходе меня встретили зрелищные фейерверки под громкую музыку. Мероприятие собрало всех жителей и туристов Канн на улице, мы молча стояли и наблюдали красивейшее зрелище, а потом разбрелись: местные — в рестораны, журналисты – домой спать, ведь завтра снова вставать в 7 утра. До конца фестиваля осталось 3 дня.