Если абстрагироваться от традиционно слабой работы Франко, то детективный ретросериал получился одной из лучших экранизаций Кинга последних лет
Если абстрагироваться от традиционно слабой работы Франко, то детективный ретросериал получился одной из лучших экранизаций Кинга последних лет.
Получивший возможность изменить прошлое Джейк Эппинг отправляется в 1960 год и начинает слежку за Ли Харви Освальдом, ведь именно в предотвращении убийства Кеннеди гость из будущего видит шанс изменить мир к лучшему. Однако изменить прошлое не так-то просто – время старательно выдавливает непрошеного визитера, подкладывая ему самые разные испытания, тестируя его уверенность в благостности цели, экзаменуя его чувства. Накануне далласской трагедии Джейк и вовсе остается у разбитого корыта, и только взаимная его любовь с очаровательной девушкой по имени Сэйди позволяет ему довести задумку до конца. Но во что превратился мир после спасения президента? И стоило ли оно того?..
Полагаем, что существенная часть читателей романа Стивена Кинга «11/22/63» испытали к финалу небольшое разочарование – ведь главным крючком, затягивающим обывателя в литературный мир «короля ужасов», было описание того, что вышло из операции «Спасти президента Кеннеди». Однако Кинг, в отличие от расплодившихся сегодня фантастов, штампующих книжки про «попаданцев» или альтернативную историю со скоростью взбесившегося принтера, собственно «новой Америке» уделил скудные пару страниц, сделав ударение на простой мысли: история неизменна, а любые попытки ее «оптимизировать» губительны для будущего. Несколько упаднический взгляд на жизнь, но автор имеет на него право.
Как же с литературной основой обошлись авторы сериала? Будем к ним справедливы – сценаристам и режиссерам удалось удержать собственную фантазию в жестких рамках и не испортить и без того не самую сильную книгу Кинга. Даже наоборот, на телеэкране измененное будущее получилось не таким уж и ужасным, каким его нарисовал писатель. Ну да оставим претензии, в конце концов это было не самым главным в книге и фильме.
Главное, и это великолепно реализовано и в романе, и на экране, – это события утра 22 ноября 1963 года. Голливуд предоставляет зрителю множество возможностей посмотреть на сцену покушения на Кеннеди с самых разных точек зрения: хотите – верьте в версию Оливера Стоуна, а не желаете относиться к вопросу серьезно – уверуйте в «Хранителей» Снайдера. И все же любой новый фильм на эту тему не становится лишним, тем более что авторы «11/22/63» подошли к кульминации с большой ответственностью – далласские события разыграны динамично, красочно, впечатляюще. Хотите попереживать за Джей Эф Кея – вам сюда, в финальный эпизод сериала.
Но кульминация сериала, как и положено, случилась лишь в самом финале, а стоит ли смотреть предыдущие семь эпизодов? Ответ на этот вопрос вы дадите сами себе, когда осознаете, что целью написания Стивеном Кингом книги о начале 60-х был не Кеннеди, не альтернативная история и не прыжки во времени, а эпоха как таковая. Только слепой не заметит ностальгии писателя по временам широкополых шляп, длинных плащей с большими плечами, двубортных пиджаков, элегантных автомобилей, расцвета литературы и кино. Кинг, которому в 1963-м было всего пятнадцать, строит особую временную капсулу – частично из воспоминаний, частично из хроники, частично из своих представлений и чужих мифов. 1963 год в сериале, конечно, отличается от реальности, здесь вы либо соглашаетесь идти рука об руку с авторами, либо не принимаете их допущения, их представление о людях, характерах, отношениях. Кинг в книге выстроил особый мир, режиссеры дополнили его своими деталями – зритель лишь соглашается или не соглашается с предложенным.
Нельзя, говоря о столь вычурном сериале, не упомянуть актеров. Предсказуемо самые серьезные претензии можно предъявить к Джеймсу Франко, которому часто не хватает эмоционального запаса прочности, чтобы продемонстрировать глубокие эмоции. Не стоит ждать от Джейка подлинной грусти, взрывной влюбленности или искреннего восхищения удивительной эпохой – Франко пересушивает образ, превратив героя в схему действий. Чуть живее на его фоне смотрятся Сара Гадон и Джордж МакКей, но лишь потому, что их персонажи требуют большей страсти. А вот Ли Харви Освальд из Дэниела Уэббера получился отменный – нервный, взрывной, нашпигованный идеологией по самое «не балуйся». От такого злодея ждешь самых ярких шагов, и Уэббер в образе главного подозреваемого в убийстве Кеннеди зрителей не подводит.
В целом же сериал не назовешь ровным – есть откровенно провисающие эпизоды, есть невзрачно играющий Франко, есть предсказуемый в общих чертах сюжет. Но многие из этих минусов перевешиваются яркой картинкой эпохи, атмосферой ожидания большого события, крепкими второстепенными актерскими работами и драматической линией отношений Джейка и Сары. Финал сериала получился очень красивым, ради него стоило и Кеннеди спасать, и восемь серий у экрана сидеть.