Экранизация любопытной истории о талантливо подделывавшем шедевры художнике – достаточно глубокая, нетривиальная и познавательная
Послевоенная Голландия. Перед судом предстает художник, реставратор и арт-бизнесмен Хан ван Меегерен, обвиняемый в коллаборации с немцами и дружбе с самим Герингом, которому подсудимый продал ценнейшую картину знаменитого живописца Вермеера. Ван Меегерен вину отрицает, больше того, он утверждает, что переданное немцам полотно – искусная подделка под мастеров XVII века, выполненная им самим. Экспертиза действительно делает вывод о том, что ван Меегерен обвел Геринга вокруг пальца, но беда заключается в том, что это далеко не единственная картина якобы кисти знаменитых живописцев, проданная ловким мошенником, и ему всегда удавалось обмануть самых придирчивых искусствоведов. Почему, обладая таким талантом, ван Меегерен не создавал собственные картины, что мешало раскрыть мистификацию раньше, как никому не известному художнику удалось выставить свои работы рядом с шедеврами мировой живописи – во всем этом предстоит разобраться суду.
Неспешно прогуливаясь вдоль вернисажей выставочных залов и художественных галерей, рассматривая шедевры живописи, исполненные в самых разных стилях и манерах, невольно задумываешься о том, что делает ту или иную работу того или иного мастера шедевром. Ведь однозначного определения у гениального полотна нет – оно не обязательно должно фотографически повторять реальность, ему не обязательно сохранять естественные цвета и пропорции, это может быть даже набор геометрических фигур, в которых каждый зритель может увидеть что-то свое. Тем не менее за какой-то абстрактный набор цветастых полос коллекционеры готовы отдать миллионы долларов, а иной портрет, бывает, не стоит и потраченных на него красок и холста. Сложная тема, обсуждать которую можно бесконечно, но так и не найти обезоруживающих собеседника аргументов.
Историческая драма «Подлинный Вермеер» в большой мере опирается именно на этот непростой вопрос: главный герой ленты, голландский живописец Хан ван Меегерен, не смог добиться признания собственными работами, зато смог настолько талантливо подстроиться под стили фламандских классиков, что выстроил на этом карьеру и, по своему собственному признанию, «написал больше вермееровских картин, чем сам Вермеер». И долгое время художнику удавалось обманывать целый мир – признаться в подделке его заставила нелепая шутка судьбы, перед мошенником стоял выбор, отправиться на долгий срок в тюрьму за распродажу ценных картин нацистам или признать их подделками и отделаться скромным сроком за мошенничество. Ван Меегерен предпочел второе, но за это был жестоко унижен – ему пришлось выплатить гигантский штраф, возмещающий разницу между стоимостью полотен признанных мастеров и его собственными работами. Как видите, между понятием «шедевр» и «любительская мазня» здесь находятся только неверные экспертные оценки.
Кстати, именно экспертные оценки и подтолкнули ван Меегерена на подлог, и это очень красивая история, в которой художник просто не смог вовремя остановиться. Мы не станем раскрывать всех перипетий сюжета, но, поверьте, изготовитель фальшивок взялся за мошенничество не из желания разбогатеть, им двигало чувство справедливой мести и желание поставить на место зарвавшегося критика. Создатели картины добавили к реальным мотивациям ван Меегерена еще и романтическую линию, но к ней зрителю стоит отнестись с некоторой осторожностью – отношения между Ханом и Йоланкой Лакатош выдуманы сценаристами чуть меньше чем полностью.
Зато очень точно и правдиво описано то, каким образом непризнанному гению удавалось провести толпы искусствоведов – сегодня эти методы, конечно, не работают, ведь радиоуглеродный анализ красок показывает их возраст с точностью до десятилетия, а в середине прошлого века ван Меегерену удавалось придать нужную текстуру холсту, подобрать верные компоненты красителей и даже воссоздать особую структуру поверхности картин, добавляя микротрещины-кракелюры. И это добавляет ленте определенный детективный окрас, делая ее совершенно точно нескучной.
Но детектив детективом, а в центре все-таки остается тема нереализованности, непризнания и желания доказать миру обоснованность своих притязаний на толику славы. Художник (вне зависимости от того, в каком виде искусства творит) и сегодня далеко не всегда бывает вовремя признан по заслугам, а уж про минувшие эпохи и говорить нечего. Поэтому «Подлинный Вермеер» – кино прелюбопытное не только как история талантливого мистификатора и мошенника, но и как трагедия человека, лишенного заслуженной славы по прихоти бездарной толпы.
С 8 марта в кино.