Что посмотреть
Охотники за призраком Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneP5zCLyNF8
Подборки фильмов

Видеозал 90-х: Большое дело

Середина 90-х для экшен-Голливуда была временем заигрывания с Гонконгом – успешно прошли в прокате «Трудная мишень», «Сломанная стрела» и «Без лица» Джона Ву. Одним из последних пытать счастья прибыл Кирк Вонг, получивший в свое распоряжение проект под названием «Большое дело»

Добавить в закладки
Видеозал 90-х: Большое дело

Середина 90-х для экшен-Голливуда была временем заигрывания с Гонконгом – успешно прошли в прокате «Трудная мишень», «Сломанная стрела» и «Без лица» Джона Ву. У последователей Ву, правда, дела пошли не так хорошо – «Максимальный риск» Ринго Лама еле вернул вложенные в него деньги, а «Двойная команда» и «Взрыватель» Цуй Харка в кинопрокате даже не окупились, пришлось добирать свое на видео. Тем не менее яркий пестрый экшен «в гонконгском стиле» был на пике моды, и на Запад призывались все новые восточные мастера. Одним из последних пытать счастья прибыл Кирк Вонг, получивший в свое распоряжение проект под названием «Большое дело».

В центре событий группа киллеров во главе с Мелвином – ловким и прытким пареньком, которого его «коллеги» эксплуатируют в хвост и в гриву. Дело в том, что Мелвин страдает от болезненного желания нравиться всем вокруг (даже тем, кого он должен убить), и окружающие пользуются этим без зазрения совести. Нужно перестрелять кучу здоровых амбалов, вооруженных до зубов? Давай, Мелвин, сделай это, и мы будем любить тебя еще больше, чем раньше. Чтобы разобраться с долгами своей вечно недовольной девушки, Мелвин пробует себя в киднеппинге, но украденная им китаянка оказывается крестной криминального «авторитета», и вот уже на Мелвина объявляют охоту, которую возглавляют его бывшие дружки.

Кадр из фильма «Большое дело»

В отличие от предшественников, ворочавших 30-50-миллионными бюджетами, Кирку Вонгу досталась сравнительно скромная сумма в 13 миллионов. Этого не хватало на звезд уровня того же Жан-Клода Ван Дамма (да-да, в те времена он был весьма «дорогим») и дорогие в производстве экшен-сцены с компьютерными спецэффектами, поэтому упор было решено делать на зрелищный «рукопашно-пистолетный» экшен и броский юмор, за который отвечал сценарий дебютанта Бена Рэмзи.

У фильма сразу нарисовалась влиятельная поддержка в лице все того же Джона Ву, его постоянного продюсера Теренса Чанга и Уэсли Снайпса, для которого «Большое дело» стало первым продюсерским проектом. Интересно, что на родине Ву ни разу не работал с Кирком Вонгом, если не считать двух фильмов, в которых оба засветились как актеры в камео-ролях. Тем не менее стилистика Вонга – жесткие криминальные фильмы (одна из самых ярких его картин, «Стрелки» (1988) – вольный ремейк «Неприкасаемых» Брайана Де Пальмы) – была ему близка, а комедийный детектив «Рок-н-ролльный полицейский» (1994) показал, что и с мрачно-ироничным чувством юмора у Вонга все в порядке.

Кадр из фильма «Большое дело»

Актерский состав для фильма собирался с миру по нитке – более эклектичный каст сложно встретить. Главную роль получил Марк Уолберг, тогда еще только утверждавшийся как актер после завершения музыкальной карьеры в качестве рэпера Марки Марка. Это сейчас кажется, что выбор Уолберга на роль добродушного киллера-подкаблучника был очевидным, а на тот момент в его резюме были проекты совсем другого толка – наркодрама «Дневники баскетболиста» (1995), молодежный триллер «Страх» (1996), криминальная драма «Путешественник» (1997) и ретробиопик о порноиндустрии «Ночи в стиле буги» (1997). Ни экшенов, ни комедий!

Кадр из фильма "Большое дело"

Его немезидой стал Лу Даймонд Филлипс – актер, уже прошедший пик своего расцвета, выпавший на рубеж 80-х и 90-х. В те времена Филлипс блистал в музыкальном биопике «Ла бамба» (1987), вестерн-дилогии «Молодые стрелки» (1988-1990), комедийном боевике «Ренегады» (1989) и мистическом триллере «Первая сила» (1990), но в 90-е его карьера ухнула вниз с обрыва. Роль вроде бы безобидного остряка Сиско, который в нужные моменты превращается в беспощадную машину для убийства, стала для Филлипса своеобразным парашютом, ненадолго замедлившим падение, но ряд неудачных решений в последующие годы («Летучие мыши», «Сверхновая») этот самый «парашют» разорвал в лоскуты.

Кадр из фильма «Большое дело»

Двумя другими членами команды киллеров стали начинающие экшен-звезды Боким Вудбайн и Антонио Сабато-младший – второй за год до этого уже отметился в «псевдогонконгском» боевике «Высокое напряжение» от Айзека Флорентайна, в котором стрелял с двух рук в полете на пару с Эми Смарт. Все прочие же роли разошлись характерным азиатским актерам и заслуженным комикам – от Кристины Эпплгейт (сериал «Женаты с детьми») и Эллиота Гулда («МЭШ», сериал «Друзья») до Лени КазанМой любимый год») и Лилы РошонГарлемские ночи», «Бумеранг»).

Кадр из фильма "Большое дело"

На роль китайской студентки, из-за которой разгорается весь сыр-бор, взяли дебютантку Чайну Чоу. Интересно, что в фильме она оказывается крестной влиятельного гангстера, а в жизни ее отец – знаменитый кулинар Майкл Чоу, помимо прочего, немало снимавшийся в кино. В первой версии сценария ее героиня должна была быть школьницей, но намеки на романтические флюиды между ней и Мелвином, героем Марка Уолберга, заставили продюсеров перестраховаться и «перевести» ее в колледж. К слову, досталось от продюсеров и самому Мелвину – в изначальном сценарии было несколько сцен, объяснявших его патологический страх не понравиться людям, но от них отказались еще до начала съемок, решив, что они только затянут экспозицию.

Кадр из фильма «Большое дело»

Слегка «разболтанный», импровизационный стиль фильма ничуть не сказался на серьезности, с которой снимались экшен-сцены. Одна из самых ударных, в которой Марк Уолберг должен был сбегать по лесному склону от машины, кувыркающейся вслед за ним, снималась целых две недели, на время которых создатели полностью перекрыли доступ в парк, что располагался в пригородной зоне Торонто. Сценами с рукопашными схватками, в свою очередь, руководили Бенни «Реактивный» Уркидес, памятный любителям гонконгского кино по двум ярким ролям у Джеки Чана – в «Закусочной на колесах» (его схватка с Джеки из этого фильма считается одной из лучших в истории кино) и «Драконах навсегда», и Ванг Чунг-Канг, начинавший как актер еще в 80-х, но впоследствии переквалифицировавшийся в экшен-хореографа.

В прокат фильм вышел в апреле – традиционно мертвое время для кинопроката, и соперников у него было немного. Другая крупная новинка недели, «Тарзан и Потерянный город» с Каспером Ван Дином и Джейн Марч, с треском провалилась, стартовав за пределами десятки, так что «Большое дело» без особых проблем взобралось на первое место бокс-офиса, собрав за премьерный уик-энд почти 11 миллионов долларов. Надолго запала не хватило, и через месяц после начала проката фильм вылетел из десятки кассовых лидеров, но это было уже не важно – в активе у фильма было 27 миллионов долларов, то есть вполне достаточно, чтобы вернуть вложенные в производство 13 миллионов. Таким образом, продажи на видео пошли фильму в чистый плюс, а учитывая, как хорошо фильм продавался на всех возможных носителях (и на VHS, и на DVD), можно с уверенностью утверждать, что еще несколько десятков миллионов долларов его создатели заработали наверняка.

Справедливости ради, прямолинейную попытку смешать восточный экшен и западный черный юмор оценили далеко не все – на Rotten Tomatoes, агрегаторе рецензий от профессиональных западных критиков, у «Большого дела» сравнительно низкий рейтинг. Но фильм этот ценен как минимум одним – по духу это чисто гонконгский боевик, который смешивает, но не взбалтывает, намазывая экшен на комедию, а комедию на романтику ровными слоями. Гонконгские постановщики никогда не боялись монстров Франкенштейна на стыке самых разных жанров, и иногда из этих творческих поисков рождались настоящие бриллианты.

Марк Уолберг не оставил «азиатскую» тему и в следующем году появился в криминальной драме «Коррупционер», в которой сыграл с гонконгской экшен-иконой Чоу Юн-Фатом, а вот у Кирка Вонга дальнейшая карьера не сложилась. Телефильм «Ученики» (2000) с Айсом Ти и Евой Мендес в главных ролях оказался таким слабым, что Вонг предпочел снять свое имя из титров, скрывшись за псевдонимом Алан Смити. К режиссуре он возвращается только сейчас – в его планах совместный китайско-американский фантастический боевик «Шесть» о пяти мутантах, сражающихся с шестым, задумавшим их уничтожить. Проект, правда, движется очень медленно – через год после анонса даже не объявлен каст. Может быть, потому что ждут «окна» в забитом расписании Марка Уолберга?

Текст: Борис Хохлов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2025 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?