Не слишком захватывающая и чрезмерно нравоучительная историческая мелодрама об Амстердаме XVII века
Живущая в Голландии XVII века красавица-сирота София (Алисия Викандер) вынужденно выходит замуж за богатого купца Корнелиса (Кристоф Вальц). Пожилой мужчина окружает жену заботой, но София его не любит и тяготится жизнью с ним. Однажды Корнелис приглашает молодого художника Яна (Дэйн ДеХаан), чтобы тот нарисовал семейный портрет. Работа затягивается, и во время позирования София и Ян влюбляются и заводят тайный роман. Поскольку бедному творцу нечего предложить возлюбленной, он решает заняться торговлей тюльпанами. Эти цветы пользуются таким ажиотажем, что их перекупка приносит колоссальную прибыль. Ян надеется, что быстро заработает на счастливую жизнь в заокеанских колониях, подальше от Корнелиса.
Когда трейлеры картины обещают историческую мелодраму о запретной любви между привлекательными персонажами из разных сословий, от фильма ждешь вариации на тему «Титаника». Мол, любовь побеждает все – даже саму смерть. Не говоря уже о затхлых предрассудках и договорных браках.
«Тюльпанная лихорадка», однако, идет иным, высоконравственным путем. Фильм основан на одноименном романе Деборы Моггах, который, в свою очередь, явно вдохновлен «Анной Карениной» Льва Толстого. Как и ее предшественник-классик, современная писательница не прославляет всепобеждающую страсть, а показывает ее разрушительность. Чтобы подчеркнуть свою мысль, Моггах проводит параллель между любовной лихорадкой и патологической биржевой игрой с тюльпанами. «Тюльпанная лихорадка» XVII века была одним из первых в истории лопнувших финансовых пузырей, и многие амстердамцы тогда разорились, вложившись в луковицы в надежде, что цены на них будут расти бесконечно. Основная любовная история в фильме завершается счастливее, чем история торговли тюльпанами, но это совсем не тот хеппи-энд, который предполагаешь, когда София и Ян впервые целуются.
Как и в «Анне Карениной», запретная любовь главных героев противопоставлена «разрешенной» любви служанки Софии по имени Мария (Холлидей Грейнджер) и ее ухажера-торговца. Правда, эти молодые люди не столь идеальны, как Левин и Кити, и картина заставляет их заплатить за прегрешения перед моралью. Но движутся они в верном направлении, и их ждет семейное счастье. Это не спойлер – повествование ведется от лица Марии, вспоминающей молодость, и женщина в самом начале фильма прозрачно намекает, что в конце у нее все будет хорошо.
Такое вот нравоучительное кино вперемешку с историческим экскурсом. Экскурс у создателей «Лихорадки» получился лучше всего. Если вы хотите разобраться, как был устроен цветочный пузырь, но засыпаете от Википедии, то картина покажет вам Амстердам XVII века и тюльпанную биржу в красках и с занятными подробностями. Любовные истории ленты разыграны харизматичными звездами, но ведущие персонажи обрисованы куда примитивнее, чем у Толстого, и они не вызывают большой симпатии. Поэтому «мыльные», не всегда логичные перипетии их жизни не так захватывают, как сюжет «Анны Карениной» или «Титаника».
С другой стороны, действие развивается быстро и разнообразно. Тут и эротика, и романтика, и живопись, и выращивание тюльпанов, и торговля ими… И комические сцены, за которые отвечают Зак
Галифианакис из «Мальчишника в Вегасе» в роли приятеля Яна и Том Холландер в роли похотливого гинеколога (одна из героинь по ходу сюжета беременеет). Так что если вы не ждете жанровый шедевр и просто хотите окунуться в прошлое и ощутить многообразие голландской жизни, то «Тюльпанной лихорадке» можно уделить внимание.
С 24 августа в кино.