Экранизация школьно-вампирского бестселлера "Сумерки" не имеет ничего общего с эмо и готами, зато очень много общего -- с первым сексом.
"Доктор, вы никогда не были тринадцатилетней девочкой", – говорила тринадцатилетняя девочка в одном хорошем фильме, и это оправдывало все, что она сделала и не сделала. Сегодня каждый может почувствовать себя тринадцати-пятнадцатилетней девочкой, просто посмотрев "Сумерки": этот вампирский триллер так же скучен и неуверен в себе, как девочки на грани взрослой жизни.
Юная Белла переезжает в городок, где живет ее отец-полицейский. Она с первого взгляда влюбляется в своего одноклассника Эдварда Каллена, омерзительно красивого подростка с хищной улыбкой. Он обладает нечеловеческой силой и умеет перемещаться с невероятной скоростью. Он тоже полюбил Беллу, но боится прикоснуться к ней, потому что может не удержаться: он – вампир. Гуляет с Беллой по лесам и показывает ей, как солнечный свет окрашивает вампирскую кожу ярким золотом.
О, ты прекрасен, возлюбленный мой, и ложе у нас – зелень. Все, чего мы никогда не хотели знать о внутреннем мире взрослеющих девочек, все оно здесь, в "Сумерках". Самый сильный, самый красивый, самый быстрый на свете мальчик сходит с ума от одного твоего запаха, может часами стоять у твоей постели и любоваться, но не трогать, потому что, ну, мало ли.
Как "Гарри Поттер" – роман не о волшебстве, так и бестселлер Стефани Мейер, по которому сняты «Сумерки» /Twilight/ (2008), – не о вампиризме. "Поттер" – книжка о пионерах-героях, то есть о чудесных школьных годах, омраченных необходимостью бороться с захватчиками. "Сумерки" (первая часть тетралогии о вампирах) рассказывают о страхе перед первым сексом, о девушке, которой очень хочется, но она боится, и о парне, которого гормоны совсем уж задушили, но один неосторожный поцелуй – и девушка будет с ним всю жизнь, а кто ж это выдержит.
Авторы "Сумерек" (и сценаристка, и режиссерша – бывшие тринадцати-пятнадцатилетние девушки) не очень понимают, за чем нужно следить, чтобы фильм стал успешным: за юношеской страстью, за вампирским бытом или за школьными занятиями. Поэтому в начале фильма с экрана скучно рассказывают о морковной ботве и ленточных червях, а ближе к концу кино вдруг расцветает неожиданным вампирским эстетством. Одно дизайнерское решение в доме Калленов достойно модного журнала по интерьерам, а игра вампиров в бейсбол – вообще лучший эпизод в фильме: все такие живые, такие заинтересованные.
В этой сказке совершенно нет крови, зато есть хорошие взрослые с чувством юмора и плохие вампиры с чувством голода. И только главные герои бродят по полосе препятствий между детством и юностью, не в силах понять, что за чувства они испытывают. То ли что-то доброе хочется сделать, то ли убить кого-нибудь. Когда Белла приезжает к отцу, он ей говорит: "Постельное белье помогала выбирать продавщица, оно сиреневое, ты же любишь этот цвет?" Сиреневое – это когда на розовенький, любимый цвет бессмысленных девочек, падает темная сумеречная тень чего-то страшного и непонятного. Взрослой жизни, например.
В фильме все – сиреневое, и все помогала выбирать продавщица.