По китайскому календарю нынешний год прошел под знаком коня. Кино-календарь избрал другой символ. "Сердце медведицы", "След медведя" и "Медвежий поцелуй", Арво Ихо, Николай Соловцев и Сергей Бодров-старший, режиссеры с разными приоритетами и несхожей авторской судьбой в 2002 году явили единодушие и оказали медведю чуть ли не религиозное почитание.
В мифологических представлениях и ритуалах народов мира от эллинов и гуронов до европейцев и лабрадорских эскимосов медведь выступал как божество, тотем, хозяин нижнего мира, дух-охранитель, элемент астрального кода. По сему главный персонаж фильма Арво Ихо, "Сердце медведицы", обретал себя и смысл жизни благодаря любви и смерти женщины-зверя с табуистическим именем Урсула (лат. ursus - косматый, медведь). Суть медведя не исчерпывалась сакральным значением. Зверь почитался двойником человека, его зооморфной ипостасью. В драме Соловцева изощренная месть медведицы людям объяснялась общими корнями и родственными повадками.
Первого польского князя звали Mieszko. В русской истории Михаил - судьбоносное имя. Бодров-старший использовал самую интересную интерпретацию. В ряде сибирских и североамериканских традиций, шаманских плясок со шкурой "хозяина тайги" на голове, которые демонстрирует в фильме режиссер, медведь был предком, родоначальником, основателем традиции и культурным героем.
Говорят, если бог хочет пошутить, он исполняет желание. "Медвежий поцелуй" (производство Pandora Film, Германия, при участии "СТВ"), мировая премьера которого состоялась на Венецианском МКФ, явил героя по заказу. Оборотень. Медведь. Защитник обиженных, друг оскорбленных. Предан любимым. Не падок на пряник. Не выносит клетку и кнут. Ненавидит насилие и пистолет. Убивает нечаянно, защищая любимую девушку, и сам от этого страдает, ибо, растерзав человека, обречен оставаться зверем. Не скинхэд, а лохматенький бурый мишка. Взыскуемая парадоксальность не ограничилась медвежьей шкурой. Человечью половинку, Мишу, сыграл Сергей Бодров-младший.
По стечению обстоятельств и иронии судьбы Бодров-младший со шлейфом "братских" ролей, действительно, оказался единственным в российском кино, кому можно было доверить роль медведя (индейцы-ирокезы называли это животное "братом"). Видимо, в новом фильме Бодров-старший не столько творил новые государственные идеи, как в "Кавказском пленнике" и "Quickie", сколько выступал толкователем героического эпоса Балабанова.
"Медвежий поцелуй" предлагает тип национального характера. Он втихую наследует вроде бы табуированному балабановскому герою и одновременно вливается в современное европейское кино, в последнее время заново выстраивающего отношения человека и природы. Персонажей решительно лишают привычной укорененности в социуме, взамен старой шкурки предлагая, как в новом фильме Юфита, ходить голышом. Поэтому сюжет и пафос "Медвежьего поцелуя" ближе первобытному "Локису" Мериме, чем антропоморфному "Медведю" Шварца, и в финале Лола превращается в зверя.