Вторая глава хулиганского фанфика по тексту Александр Дюма-отца — еще более динамичная, но менее озорная.
Филологи и любители точных экранизаций, прилежно следующих букве автора, трепещите! В прокат вышла вторая часть новой адаптации приключений мушкетеров от Мартена Бурбулона: с порога узнаются титульные персонажи (пусть и сильно набравшие в летах) и место встречи — крепость Ла-Рошель и близлежащие территории. Прочие воспоминания о слоге бессмертного романа и былых экранизациях едва ли помогут разобраться в хитросплетениях и передвижениях солдат из элитного войска короля Людовика XIII. Впрочем, совсем без текстовой поддержки зрителей не оставили: в начале сеанса последует интермедия на манер анонса «в предыдущих сериях», которая любезно напоминает, что же случилось с Атосом (Венсан Кассель), Портосом (Пио Мармай), Арамисом (Ромен Дюрис) и д'Артаньяном (Франсуа Сивиль) в первой части.
Конфликт протестантов и католиков обостряется до открытого гражданского столкновения, король Людовик XIII (Луи Гаррель) грезит о мире, а все вокруг пытаются разжечь войну с новой силой. Д’Артаньян волнительно мечется от одного подозреваемого к другому, пытаясь выяснить, куда же увезли драгоценную Констанцию (Лина Кудри) и кто из ближнего круга нацелился на дворцовый переворот и предательство Его Величества. Ришелье (Эрик Руф) уступает вечный титул серого кардинала миледи Винтер (Ева Грин), которая в огне не горит, в воде не тонет и хранит секретные документы за шнуровкой туго затянутого корсета.
Если в первой части чумазый экшен со звоном клинков, облаками порохового дыма и бегом лошадей перемежался вальяжными шуточками и романтическими эскападами пылкого влюбленного д’Артаньяна, то «Миледи» будто вовсе и не останавливается на скаку. Лента набрала воздуха в грудь на старте и вместо марафона по главным точкам романа выбирает спринтерский бег до самых титров. Будто та самая акула из «Энни Холл» Вуди Аллена — если позволит себе хотя бы на секунду замереть, последует мгновенная смерть. При выбранном сумасшедшем ритме и плотности событий хореография боев выглядит так же задорно, а камера следит за движениями мушкетеров, не моргая. Конные битвы сменили сражения на воде с залпами пушечных ядер, осада крепости демонстрирует изящный стелс в исполнении мушкетеров, а Ла-Манш — надуманное географическое препятствие: известное дело — удалому всаднику семь верст не круг.
Мартин Бурбулон остался верен выбранному жанру приключенческих баталий с комедийным прищуром: два часа кряду ряженые актеры скачут, прыгают и падают — голова идет кругом и времени задуматься о том, что же происходит, не остается совершенно (и это к лучшему). Но на фоне бесконечного водоворота событий несколько теряется магия братства в сапогах. Фильму категорически не хватает ухмылок Арамиса, смиренных рассуждений Атоса и аппетитов Портоса. На бумаге каждому из старых добрых мушкетеров придумали сопутствующую побочную линию: в дело неизменно вовлечены родственники, но не будем утруждать себя пересказом фантазий по мотивам — лучше видеть воочию. Увы, драматические повороты в личной в жизни и даже поиски д'Артаньяна возлюбленной Констатации тонут в пыли, топоте, рокоте и шумных перестрелках.
Сильнее всего во втором круге вальса шпаг Бурбулон оступился в названии. Вынесенная в заглавие Миледи будто обещает новое прочтение демонизированной героини, которую в романе постигла кошмарная участь — неудачи всей Франции легли на плечи обвиняемой. Казалось, для баланса вторая глава должна знакомые и не очень события преподнести с точки зрения заклятой врагини и неотразимой шпионки. Ева Грин в одержимом преследовании выгоды действительно неотразима, но, кажется, Миледи стала героиней еще более условной, чем в романе, — уместно вспомнить о природе фанфикшена. Экс-графиня де Ла Фер дерется увереннее мушкетеров, сжигает все на своем пути и даже в самой отчаянной ситуации мечтает только о том, чтобы в ее руках оказался кинжал. При всей гипертрофированной неуязвимости и соблазнительности (жгучее желание убить мгновенно сменяется страстной жаждой близости), Миледи на экране появляется довольно редко, а хаотичные перемещения роковой дамы не всегда совпадают с оглашенной мотивацией. Фривольный подход Бурбулона к тексту оставлял пространство для маневра — заклейменная женщина могла предстать в совершенно ином прочтении. Но ставка на ревизию образа не разыграна, а Миледи приумножила прописанную ей природу сущего зла: на экране дьяволица с бешеным огнем в глазах и предельно глубоким декольте.
По задумке вторая глава должна была стать финалом перезагрузки, но приоткрытая сюжетная дверь оставляет впечатление второй части приключенческой трилогии — вроде «Властелина колец: Две крепости» или «Пиратов Карибского моря: Сундук мертвеца». «Миледи» пользуется успехом у зрителей дома во Франции и демонстрирует уверенные сборы — вполне вероятно, что еще через год или два Бурбулон вернется с новой фантазией по вселенной Дюма, но хотелось бы загадать еще больше смелости и неожиданных трактовок каноничных персонажей.
Вот с этим пассажем в тексте совершенно не согласна:
"Фривольный подход Бурбулона к тексту оставлял пространство для маневра — заклейменная женщина могла предстать в совершенно ином прочтении. Но ставка на ревизию образа не разыграна, а Миледи приумножила прописанную ей природу сущего зла: на экране дьяволица с бешеным огнем в глазах и предель...но глубоким декольте. "
Автор рецензии смотрел явно только в декольте.
С Миледи не поленились во многих местах убрать излишней лоск, и от этого образ только выиграл (сцена, где она , уставшая и изможденная, сидит сгорбившись в полоборота без парика , очень сильная, вот ради таких сцен становится понятно, зачем нужна Ева Грин в бодром приключенческом экшене).
И если посмотреть непредвзято, она совершенно не злодейка, а скорее жертва бесконечной мизогинии, которая её преследует на протяжении всей жизни.