Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWvoHrnWEQ Okko Okko
Рецензии

Рецензия на фильм «Апостол»

На Первом канале одновременно с DVD-релизом стартовал шпионский сериал "Апостол", в котором школьного учителя Евгения Миронова превращают в урку и шпиона, чтобы сподручней было бороться с фашистами.

Добавить в закладки

Немцы в начале войны забрасывают в СССР диверсантов, которых тут же ловят. Один из них – медвежатник в законе, приблатненный такой, веселый и бесстрашный Евгений Миронов. Его пытается расколоть матерый контрразведчик, капитан НКВД Николай Фоменко. В процессе вор бежит, и при попытке к бегству его убивают, так и не расколов.

Кадр из сериала "Апостол"

Но – не велика потеря. У вора есть брат-близнец, очкарик, репрессированный школьный учитель. Его тут же привозят с Соловков и начинают учить воровскому и диверсионному делу, чтобы он вышел на связь с Абвером и стал двойным агентом – вместо своего брата-уркагана. Учителю будет трудно, но на истинный путь его выведет вера православная.

Военно-исторический сериал начинал снимать Геннадий Сидоров («Старухи» (2003)), ушел, проект отдали на передержку Николаю Лебедеву («Звезда» (2002) и «Волкодав» (2006)), ну а потом уже это снимал Юрий Мороз ("Подземелье ведьм", «Каменская»), который проект и закончил. В титрах в результате написано "Иван Иванов, Юрий Мороз".

Кадр из сериала "Апостол"

Создателям фильма страшно повезло со звездой. Евгений Миронов играет разных – действительно разных – людей, и очень убедительно прокручивается через лагерно-шпионскую мясорубку, перевоплощаясь из мягкого интеллигента, страдающего от столкновения с абсурдной кафкианской государственной машиной, в нечто ужасное, но не потерявшее при этом человеческого облика. От Фоменко, в свою очередь, ждешь все время подвоха, репутацию просто так не побороть. Приятный шок от того, что никакого подвоха нет, изрядно скрашивает просмотр – Фоменко и в самом деле актер.

Жизнь украшают прекрасные цитаты и намеки не только из "Джентльменов удачи" или тех же "17 мгновений весны", но и из классического трэша: одна из героинь "Апостола" – мятая блондинка в сапогах, Хильда, волчица Абвера, комендант разведшколы. Кроме того, создатели картины очень внимательно подошли к форме, технике и оружию. И ничего, что по их версии на весь третий рейх есть только один малиновый двухдверный "мерседес" и что один из актеров, бедняга, перепутал калибр немецкого единого пулемета, стоя прямо перед плакатом, на котором пулемет был нарисован, а калибр указан. Не сценарист же это задумал?

Кадр из сериала "Апостол"

Но если начать говорить о ляпях, можно увлечься. И вообще – рискнули же в фильме «Сволочи» (2005) командой детей-диверсантов, и никто, кстати, не извинился. Вопрос, собственно, не в деталях – в фильме практически не идет речи о том, что немецкие упыри напали на нашу советскую Родину. Эта господствовавшая некогда позиция утрачена, и на смену ей пришло мнение, что это была схватка двух равновонючих бульдогов. При этом одна из причин успеха «Ликвидации» (несмотря даже на абсурдных "лесных братьев" в одесских степях) заключалась в том, что это был почти деидеологизированный сериал, в котором не было ни просоветских патриотических, ни новорусских антисоветских мифологем. Просто уголовный розыск боролся с бандитами и шпионами, как он бы делал это при любой власти, чей бы портрет не висел в кабинете. "Апостолу" такая сдержанность тоже пошла бы.

Кадр из сериала "Апостол"

Вообще, похоже что "Ликвидация" задала новый современный стандарт авантюрного сериала, и "Апостол" этот стандарт не выдерживает. В "Ликвидации" плотность событий на единицу времени была почти такая же, как в лучших образцах жанра из-за океана – "24", "Иерихон" /Jericho/ (2006), «Доктор Хауc» /House M.D./ (2004). В большинстве серий военного боевика "Апостол" почти ничего не происходит. Там даже краткое содержание предыдущих серий невероятно затянутое и пересказывает только предыдущую серию. Зачем герою столько воспоминаний-флэшбэков? Зачем нужны женские и детские линии – совершенно, в общем, лишние в сериале про мужскую шпионскую школу? Почему камера все время норовит остановиться на лице главного героя и там заночевать – а Миронов не очень-то понимает, что ему в этот момент делать?

И последняя печаль. Лучше всего этим двум сериалам – "Ликвидации" и "Апостолу" – удались филологические реконструкции. "Апостольская" феня, может, и непохожа на то, как говорят или говорили в тюрьмах, но звучит, особенно из уст Миронова, органично и красиво. Однако, Первый канал отцензурировал все неприличное, вырезал слово "сука", оставив бурление языка поклонникам просмотра сериалов на DVD, который вышел еще до старта сериала. Что ж, поскольку фильм отчасти о свободе и несвободе выбора, наверное это логично.

Текст: Семен Кваша
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?