"Баксы" режиссера Гуки Омаровой рассказывает о бандитах, которые отнимают у шаманов землю, о шаманах, которые взрывают АЗС и о борьбе добра со злом в казахских степях.
В казахской степи, в нескольких метрах от асфальтированной трассы, живет бабушка Айдай (Несипкуль Омарбекова) – суровая, энергичная старуха, умеющая находить пропавших родственников по фотографиям и лечить шоковым методом параличи, нимфоманию и алкоголизм (фильм начинается с того, что в яму сажают голую пожилую женщину, закалывают барана и устраивают пациентке кровавый душ). Такие старухи в Казахстане называются "баксы", с ударением на "ы", хотя более расхожий вариант произношения этого слова имеет, как скоро выяснится, не меньшее значение для всей истории.
Близкий друг Айдай бизнесмен Батыр (Фархат Аманкулов), чью жену она вылечила от бесплодия, оказывается перед неприятным выбором – отдавать или не отдавать кусок степи, где живет баксы, нехорошим людям под постройку АЗС. Дилемма перерастает в криминальные разборки с участием коррумпированной полиции и киднеппингом: бандиты похищают сына Батыра после взрыва АЗС – этакого привета рейдерам от умершей в знак протеста бабушки. Хороший человек Батыр понимает, что увидеть сына живым и восстановить порядок в карме можно лишь вернув баксы, которая, как настоящий шаман, умерла не по-настоящему, на родные шесть соток.
Это уже второй опыт сотрудничества Гуки Омаровой и ее наставника Сергея Бодрова-старшего после дебюта «Шиzа» /Shiza/ (2004), где Бодров был также соавтором сценария и продюсером – удивительно выразительной истории про взросление, подпольные бои без правил и степные вольности. Теперь из этого сотрудничества и каламбурного совпадения американских баксов с прозвищем казахского шамана родилась новая сценарная интрига: борьба добра со злом, то есть народной духовности с золотым тельцом.
Размышляя здраво, представить себе суеверных казахских братков, сгоняющих с насиженных мест родных баксы, чтобы выстроить в степи автомойку под названием "Лас Вегас", также трудно, как братков русских, решивших переделать в аква-парк храм Христа Спасителя. Бодров-старший имел возможность убедиться в этом сам, когда открыл для себя целую международную сеть баксы, управляемую по мобильнику главным шаманом Монголии, отправившись к нему за разрешением на съемки.
К сожалению, такие животрепещущие факты нового глобального миропорядка в фильм не попали – вместо них акцентируется идея, что соль казахской земли нужно хранить в отдельной баночке от американских баксов. Хотя, кажется, сама жизнь подсказывает, что баночка на всех одна, и в этом смысле намного более чем шаманка, интригующим героем, является бизнесмен Батыр в отличном исполнении Фархата Аманкулова, который пытается решить свои проблемы без разделения мироздания на соль и деньги.
Однако, выходит так, что алчные бандиты виноваты в его бедствиях также, как и бабушка-целительница: довольно двусмысленный итог картины, в который, несмотря на симпатичные и современные национальные типы, оказалось больше Бодрова-старшего – убежденного русского традиционалиста, чем Гуки Омаровой – молодой и талантливой казахской кинематографистки. Будем ждать ее третий фильм.